В издательстве «Бомбора» вышла увлекательная книга научного журналиста Дэвида Куаммена «Межвидовой барьер. Неизбежное будущее человеческих заболеваний и наше влияние на него». Автор доступно рассказывает о том, как человечество стало причиной масштабных эпидемий, и отвечает на волнующий многих политиков, ученых и обычных людей вопрос — что мы можем сделать, чтобы предотвратить пандемии? Обратите внимание: книга написана еще до пандемии COVID-19, поэтому многие наблюдения Куаммена сегодня выглядят пророчески.

Где и когда началась современная эра новых зоонозных заболеваний?

Обозначать только одну начальную точку будет несколько искусственно, но хорошей кандидатурой станет вирус Мачупо, поражавший жителей боливийских деревень в 1959–1963 гг. Тогда, конечно, он еще не назывался вирусом Мачупо, да и вообще не было известно, что это вирус. Среди симптомов — высокая температура, озноб, тошнота и рвота, ломота в костях, носовые кровотечения и кровоточивость десен. Болезнь назвали El Tifu Negro («черный тиф», по цвету рвоты и стула); к концу 1961 года она поразила 245 человек, а смертность составила около 40%. Она продолжала убивать людей, пока не удалось изолировать вирус, идентифицировать естественный резервуар и разобраться в динамике передачи, чтобы разрушить ее с помощью профилактических мер.

Если составить краткий список ярких и пугающих событий этой саги, произошедших в последние десятилетия, то, кроме Мачупо (боливийской геморрагической лихорадки), в него можно включить геморрагическую лихорадку Марбург (1967), лихорадку Ласса (1969), Эболу (1976), ВИЧ-1 (предположения появились в 1981 году, сам вирус изолирован в 1983), ВИЧ-2 (1986), вирус Син Номбре (1993), вирус Хендра (1994), птичий грипп (1997), вирусный энцефалит Нипах (1998), лихорадку Западного Нила (1999), SARS (2003) и свиной грипп, которого очень опасались, но ничего особенного так и не произошло (2009).

Можно, конечно, назвать этот список последовательностью прискорбных, но не связанных между собой событий — несчастий, которые случились с нами, людьми, по неведомым причинам. Если смотреть с такой точки зрения, то Мачупо, ВИЧ, SARS и прочие заболевания — это стихийные бедствия того же рода, что землетрясения, извержения вулканов и падения метеоритов; мы можем оплакивать их жертвы, как-то бороться с последствиями, но вот избежать — нет. Это пассивный, почти стоический взгляд. А еще он неправильный.

Не обманывайте себя: все эти вспышки заболеваний, возникающие одна за другой, взаимосвязаны. И они не просто происходят с нами — они незапланированное последствие того, что мы делаем.