Телеведущий Дмитрий Киселев

Телеведущий Дмитрий Киселев

Pavel Kashaev, Павел Кашаев/Global Look Press

Путинская Россия движима теориями заговора. Владимир Путин использовал множество тезисов, чтобы оправдать свое вторжение в Украину. Это и превентивный удар, и демилитаризация, и защита от агрессии НАТО, а совсем недавно он сравнил себя с Петром Первым, великим русским царем и полководцем, «прорубившим окно в Европу». Заколачивающий это «окно» Владимир Путин утверждает: Россия ничего не захватывает, а лишь «возвращает свои земли».

Но самым продолжительным и запоминающимся нарративом Кремля стало утверждение о якобы захвативших власть на Украине нацистах. По мнению Владимира Путина и всего механизма российской власти, избранный на честных выборах президент-еврей Владимир Зеленский является нацистом, который захватил Украину и притесняет многострадальное население. Настойчивый нарратив о нацистах в Украине появился еще в 2014 году, после аннексии Крыма. На протяжении восьми лет государственные СМИ рассказывали про зверства украинских нацистов, «фашистской хунте», распинающей детей и бомбящей города на отделенных пророссийскими сепаратистами территориях.

Какой процент россиян верит в эти истории? Мы вряд ли когда-нибудь точно узнаем. Одно мы можем предположить, что таких немало. А привычка Кремля смешивать пропаганду с ложью и конспирологией распространяется далеко за пределы российско-украинского военного конфликта.

Сейчас эксперты называют установившийся в России режим «гибридным тоталитаризмом», но еще до февраля 2022 года Россия считалась информационной автократией — режимом, держащимся на контроле информации и агрессивной пропаганде. Сергей Гуриев, российский экономист и один из создателей этой теории, писал, что безыдейным и более мягким (по сравнении с их предшественниками из XX века) автократам удается удерживать власть за счет контроля и манипуляции информацией.

По мере развития такого режима предложение теорий заговора в России стало централизовано и почти полностью перешло к правительству. Конспирология занимает важное место в жизни именно таких информационных автократий, которой была Россия, идеология осажденной крепости и идея международного заговора против русского народа транслируются властями не первый год. Летом 2020 года государственный ВЦИОМ опубликовал данные о том, как россияне относятся к теориям заговора и какие из них наиболее популярны среди жителей Российской Федерации.

Согласно итогам опроса, 60% россиян верят в существование сил, пытающихся переписать российскую историю и навредить России, 54% уверены, что есть люди, которые хотят разрушить духовные ценности россиян с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Согласно исследованию, в период с 2011 по 2018 год упоминание в СМИ теорий заговора выросло в среднем в 6–9 раз. Лидирует в повестке федеральной прессы как раз теория об умышленной фальсификации и искажении российской истории со скрытой целью навредить России и приуменьшить ее величие. Эта тема была популярна в руководстве страны, отчеты об их высказываниях составляли 80% всех упоминаний в СМИ.

Посетители форума «Армия — 2022» в Москве

Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Сегодня этот исторический момент дает уникальную возможность наблюдать в режиме реального времени, как десятки миллионов россиян принимают все более иррациональные идеологические нарративы, оправдывающие неизбирательное насилие в отношении украинцев. С началом российского вторжения мир стал свидетелем того, как Кремль старается приукрасить свое вторжение оруэлловским термином «специальная военная операция». Государственное телевидение пестрит заявлениями о «неонацистских базах» в Мариуполе, имеющих прямые связи с США, биолабораториях НАТО, признаках занятия черной магией с «рунами зиг» в штабах ВСУ, созданных Украиной «птицах-убийцах», нечеловеческих издевательствах над ветеранами и биологическом оружии «против русских». Более того, теории заговора стали способом отвергать все больше свидетельств о военных преступлениях, которые вместо этого превращаются в иллюзию, якобы построенную НАТО и США. В преступлениях в Буче, например, сразу же обвинили украинцев, которые либо инсценировали фотографии, либо убили невинных людей, чтобы очернить российскую армию. Из словесных перепалок на политических ток-шоу и в интернете теории заговора фактически превратились в оружие, убивающее реальных людей.