Игорь Заботин

Игорь Заботин

Фото: его соцсети

Россиянин Игорь Заботин, проживший в Украине последние семь лет, попытался выехать в Румынию, но вместо разрешительных документов получил от пограничников штамп в загранпаспорте с мемной фразой «Русский военный корабль, иди на ***», после чего почувствовал себя героем фильма «Терминал». Ему пришлось ночевать в нейтральной пограничной зоне, поскольку одобрения на пересечение границы он так и не получил, а в Украине к этому моменту начался комендантский час. Подробностями этой истории Заботин поделился с Republic.

Игорь Заботин родом из Барнаула, работал в издании The Moscow Times. После аннексии Крыма переехал жить в Киев, где получил вид на жительство. Он не скрывает своей антивоенной позиции, о чем открыто говорит в своих социальных сетях. Несмотря на семь лет жизни в Киеве, украинского гражданства он так и не дождался из-за долгих бюрократических процедур.

15 августа Игорь попытался выехать в Румынию. Дорога до границы заняла двое суток из-за многочисленных блокпостов на дорогах и проверок документов. К приграничному КПП «Порубное» в Черновицкой области доехал только к вечеру. Надеялся, что скоро окажется за границей — визы в его случае для въезда в Румынию официально не требовалось. Однако неожиданно возникли сложности.

Сначала ему кто-то из украинских пограничников поставил в загранпаспорт РФ штамп с фразой «Русский военный корабль, иди на ***».

Фото: Игорь Заботин

После этого Заботину аннулировали штамп о выезде с Украины и отказали в пересечении румынской границы. Так он оказался в ловушке между двумя странами.

«Первый [пограничный пост] я прошел живым и здоровым. Ко второму не пустили, несмотря на все официальные заявления о том, что будут пропускать [без визы] граждан третьих стран с украинским видом на жительство, которые находились в Украине во время войны. Обратно в Украину не пустили, потому что начался комендантский час — в 22.00 нужно быть "в домике"», — вспоминает Заботин.

Таможенники забрали у него все документы и оставили ночевать в нейтральной полосе — это напоминало события фильма «Терминал», где герой Тома Хэнкса, турист Виктор Наворски из-за военного переворота в своей стране Кракожии был вынужден жить в аэропорту Нью-Йорка, поскольку его виза была аннулирована еще в полете. Игорь с трудом выпросил себе воды, из еды у него были только огурцы и яблоки от хозяина квартиры, которую он снимал.

Утром Заботин отправился обратно, проехал центральную, западную части страны и через несколько дней успешно пересек границу с Румынией через другой пограничный пост. Сейчас, по его словам, он находится в безопасности, планирует в Европе заниматься интернет-маркетингом.

О своих злоключениях Игорь Заботин рассказывал в соцсетях, из-за чего столкнулся с оскорблениями и угрозами. Многие сообщения были основаны на мысли о коллективной ответственности россиян за агрессию и зверства в Украине. Он сам говорит, что дальше оставаться в Украине было невозможно — россиян фактически выдавливают из страны государственные службы, «а сил и мотивации бороться мало».

«Нервы расшатаны, банковские карты не работают, никакие документы от россиян не принимают — "ждите новых указов и распоряжений", — отмечает Заботин в Facebook*. — Уехал еще и потому, что невозможно жить, когда сирены каждый день и смерть не где-то там далеко, а в любой момент может за плечом встать. Почти полгода не выходил из дома, чтобы не мозолить людям глаза».

Несмотря на тревожные обстоятельства, он остается максимально лоялен к самой Украине и украинцам, потому что многие ему, несмотря на военные действия, помогали.

«Надо мной никто не издевался из-за того, что я русский и с красным паспортом. Все было корректно», — говорит он.

Также Игорь Заботин отметил, что не видит причин, по которым можно было начать полномасштабную войну.

«То, что я проехал по центральной и западной Украине с российскими номерами, — прямое доказательство того, что здесь нет нацизма и фашизма. Всегда военные и представители СБУ переходили на русский язык, если видели, что волнуюсь и не все понимаю. Когда все закончится и начнутся процессы по типу "нюрнбергских", я могу свидетельствовать, что причин начинать так называемую "спецоперацию" не было», — резюмировал он в Facebook*.

*принадлежит компании Meta, которая в РФ признана экстремистской и запрещена