Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
В Екатеринбурге сегодня был задержан оппозиционный политик, бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, активно выступающий против войны в Украине. У него дома, в его фонде и основанном им музее Невьянской иконы прошли обыски, после чего Ройзмана отвезли на допрос. Политику вменяют публичную «дискредитацию» российской армии (часть 1 статьи 280.3 УК РФ), санкция которой — до трех лет колонии. Пока Ройзман задержан на 48 часов, ожидается, что для дальнейших следственных действий его этапируют в Москву. Что о его задержании думают политики, чиновники, бывший чекисты — в материале Republic.
Жена Евгения Ройзмана Юлия:
«Что можно думать по этому поводу? В общем-то, ожидаемо было. Видно же было, что происходит».
Оппозиционный политик Илья Яшин* (сейчас находится в СИЗО):
«Узнал про уголовное дело в отношении моего друга Евгения Ройзмана. Он честный, порядочный и смелый человек. Настоящий патриот России. Дело против него — политическое и позорное. Желаю Евгению стойкости и сил. Уверен, что ещё пробежимся по набережной. А потом чаю попьём с пирогами».
Член екатеринбургского общества «Мемориал»* Анатолий Свечников:
«Позиция Ройзмана в последние месяцы была ясна и понятна. Он в этом достаточно последователен — это позиция политика и честного человека. То, что его задержали, — это очередной акт давления на гражданское общество. Есть мнение, что это такой очередной тест общества на то, насколько оно запугано. Власть, условно говоря, тыкает палку в общество, проверяя, насколько кто-то еще готов выходить в защиту кого-то другого. Мне кажется, что общество еще отреагирует, но, конечно, плоды жесткого государственного насилия по отношению к гражданам видны. Все меньше тех, кто может и хочет выступать в защиту прав человека, в защиту свободной жизни».
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев:
«У меня с Евгением Ройзманом были непростые отношения. Мы являлись и являемся политическими оппонентами. Но закон есть закон, но и как любой человек он заслуживает справедливости и уважения. Я надеюсь, что он их получит. Также не могу не сказать про музей Невьянской иконы. Рассчитываю, что этот музей удастся сохранить и он будет работать».
Политолог Леонид Гозман*:
«Ройзман — один из самых популярных людей в России, кроме того, он фантастически популярен в своем городе. Силовики, видимо, не хотели идти на столь резкое обострение [поэтому задержали только спустя полгода с начала войны]. Задержание Ройзмана перебило повестку, и отодвинуло на задний план круглую дату — полгода с начала войны. Это тактическая причина уголовного дела политика. Стратегическая причина задержания Ройзмана — то, что Кремль больше не может играть в демократию. Все большее число людей прислушивается к оппозиции и терпеть её на свободе больше нельзя».
Генерал ФСБ в отставке, соратник Ельцина Евгений Савостьянов:
«Евгений Вадимович Ройзман, безусловно, относится к людям, самым порядочным и полезным для народа и страны. Но не для власти, которая его постоянно преследует. Это — самооценка власти, ее саморазоблачение. Очередное».
Журналист и блогер Екатерина Гордеева:
«Евгений Ройзман человек сложный, но несомненно бесстрашный и искренний. Обыски идут и в Фонде Ройзмана, и в его квартире, и в музее Невьянской иконы (одном из двух частных музеев русской иконы в большой православной стране). Видимо, идея в том, чтобы, видя задержание Ройзмана, те, кто еще не до конца от страха закрыл рот, замолчал бы окончательно. Потому что немолчащие мешают. И тут ничего нового. Евгений Вадимович — человек большой внутренней силы. Я думаю, что он многое выдержит, не сломавшись. Ему и его близким сил и выдержки».
Бывший соратник Ройзмана, директор агентства «Между строк» и руководитель Фонда «Живи, малыш» Егор Бычков:
«Не знаю, зачем вся это клоунада. Тем более нелепо это выглядит, если вспомнить, что Ройзман не совершал никакого преступления — уголовное дело возбуждено, как это сейчас принято в России, просто за слова <…> У меня непростая история взаимоотношений с Евгением Вадимовичем — всякое бывало за 16 лет нашего знакомства. Но в этой ситуации, я, конечно, на его стороне. Отвратительно, что наша страна пришла к тому, что здесь можно сесть за слова. За это нельзя никого отправлять за решетку, в том числе и Ройзмана. Можно хоть тысячу законов принять, запрещающих черное называть черным, а белое белым. От этого цвет черного и белого не изменится.
Через приемную Ройзмана прошли десятки тысяч людей, его фонд помог и помогает огромному количеству людей. Но тех, кто принял такое решение по Ройзману, эти люди (в массе своей — больные дети и их родители) ,очевидно, совсем не интересуют — главное исполнять тупой закон, списанный ими из книжки "1984" Оруэлла».
Телеведущий Владимир Соловьев:
«Человек наговорил столько… Он, видно, решил, что ему все можно. Он долго глумился над нами. Ему грозит до 10 лет за фейки о российских солдатах. <…> Так что с Ройзманом все понятно. Я думаю, что история с Ройзманом закончена».
Бывший соратник Ройзмана, вице-президент фонда «Город без наркотиков» Андрей Кабанов:
«То, что его арестовали, — это правильно. Но я считаю, что это произошло поздновато».
Депутат Екатеринбургской гордумы Константин Киселев:
«Результат [дела] может быть абсолютно любой, сегодня что-либо предсказывать [сложно]. Лояльное будет решение, нелояльное решение — непонятно. Становится очевидным, что будут копать в прошлом. Это видно по тому, каким образом идут обыски».
Что еще известно о деле Ройзмана
Политик не сомневается, что уголовное дело завели из-за того, что он называл «спецоперацию» в Украине «войной и вторжением». Весной 2022 года его уже трижды штрафовали за «дискредитацию» ВС РФ. С учетом этого велика вероятность, что в этот раз наказание будет более суровым. При этом Ройзман отказывался уезжать из России — даже под угрозой преследования. Об этом он заявил, в частности, в опубликованном в середине августа интервью Екатерине Гордеевой.
«А почему я должен уезжать? Я к этой земле привязан, я тут родился и вырос. Я и на миллиметр не подвинусь. Я люблю свою страну, все риски понимаю, но я не могу отсюда уехать хотя бы потому, что это будет бегство. Не будет такого никогда», — сказал он, отметив, что оставляет за собой право говорить то, что думает.
Ройзман был мэром Екатеринбурга с 2013 по 2018 годы, до этого — депутатом Госдумы. В 1999 году создал фонд «Город без наркотиков», в российском парламенте работал в комиссии по борьбе с наркотиками. После ухода с должности мэра Ройзман занимался своим благотворительным фондом, общественной приемной и частным музеем Невьянской иконы. Участвовал в несогласованным митингах в Москве и Екатеринбурге и был арестован за их организацию. Политик активно поддерживал Алексея Навального, требовал расследования убийства Бориса Немцова.
В публикации использованы цитаты Republic, E1, MSK1.RU, «Радио Свобода» (признана иноагентом), телеграм-канала «Можем объяснить», а также посты в Facebook (принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена).
*внесены Минюстом в реестр иностранных агентов