Леонид Слуцкий — не первый представитель российской власти и бюрократии, чьи слова и жесты в последние месяцы сравнивали с нацистскими.
В июне еще один депутат Госдумы из фракции ЛДПР Алексей Журавлев передал привет своим подписчикам с помощью жеста, похожего на римское приветствие «от сердца к солнцу», которое использовали нацисты — он ударил себя кулаком в левую часть груди и вскинул ладонь.
Депутат Алексей Журавлев
Позже Журавлев, объясняя свой жест, тоже заявил, что «это другое» — по его словам, его жест имеет отношение не к фашистской культуре, а к байкерской. «Это нормальный байкерский жест: от сердца спасибо большое, — сказал он. — Если какой-то дебил может в этом заподозрить нацистский жест, то, знаете, у кого что болит, тот о том и говорит. Мой отец боролся с нацизмом, я борюсь с нацизмом… Если какой-то дебил решил в этом найти что-то такое, то это просто идиот, которому я легко набью рожу».
Нацистские лозунги стали появляться не только в речи российских депутатов. В конце июня учителя школы № 7 в подмосковном Клину провели субботник под лозунгами «Труд освобождает» и «Один народ, одна нация, один правитель», которые использовали нацисты в Третьем рейхе. Первая фраза была написана на воротах концлагеря в Дахау.
Потом выяснилось, что учителя нарисовали плакаты с этими фразами после задания, которое на электронную почту школы прислал белорусский акционист Владислав Бохан, представившись представителем партии «Единая Россия».
По словам учителей, поверивших в подлинность партийного задания, происхождения лозунгов они не знали, а выполнили его, потому что «много информации приходит». «Свобода в их понимании — отработать, дабы не прилетело от чинуш. Это не пранк, цель пранка — смех, это же — акция, вскрывающая страшную и абсурдную иронию», — написал потом Бохан в своем телеграм-канале.
Фотоотчет, который белорусскому художнику прислали российские учителя
Владислав Бохан
Высказывания, вызывающие ассоциации с нацистскими идеями, стали появляться также в соцсетях высокопоставленных чиновников и дипломатов. В начале августа на странице заместителя председателя Совбеза России Дмитрия Медведева во «ВКонтакте» был размещен пост, в котором Казахстан называется «искусственным государством» и говорится, что «Северная и Южная Осетия, Абхазия и нынешняя территория Грузии могут быть объединены только в составе единого государства с Россией». Из него следовало, что «после освобождения Киева и всех территорий Малороссии <…> Русь снова станет единой, могучей и непобедимой, как и тысячу лет назад во времена Древнерусского государства».
В публикации также заявлялось, что «после этого, под единой рукой Москвы, во главе со славянским народом, мы пойдем в следующий поход для восстановления границ нашей Родины, которые, как известно, нигде не заканчиваются».
Провисев на странице Медведева несколько минут, пост был удален. Помощник замглавы Совбеза сообщил прессе, что его аккаунт был взломан, а пост написал кто-то другой. «С тем, кто взломал страницу, писал и публиковал удаленный пост, разберется администрация ВК и те, кому положено», — заявил помощник Медведева. Кем был осуществлен «взлом», до сих пор неизвестно.
На днях постпред России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов не сдержал порыва, написав в твиттере в ответ на слова благодарности Владимира Зеленского Джо Байдену за военную помощь фразу «Никакой пощады украинскому населению». Спустя несколько минут он удалил свой твит. А позже принес за него извинения и объяснил, что имел в виду США и Зеленского: «Я должен извиниться. Я забыл, с кем имею дело. Конечно, я имел в виду США с их поставками вооружения и президента Украины, который только вчера заявил, что исключает какие-либо переговоры о мире. Действительно, никакой пощады к украинскому населению с их стороны». Ульянов также назвал свой поступок «неуклюжим».
Подобные инциденты каждый раз вызывают вопросы аудитории и экспертов: ведь политики, чиновники и общественные деятели не могут не понимать, что означают и с чем могут ассоциироваться подобные слова и жесты. При этом в России, которая позиционирует себя как противостоящую фашизму страну, на государственном уровне этих людей публично не наказывают, не критикуют и даже не одергивают.
«Ищут способ запугать оппонентов и приходят к нацизму»
Член президентского Совета по правам человека, глава информационно-аналитического центра «Сова»* Александр Верховский считает, что появление похожих на фашистские высказываний и жестов в России объяснимо, но они не подчинены какому-то конкретному умыслу.
По его мнению, Дмитрий Медведев или его технический помощник-соавтор не собирались публиковать нашумевший пост, так как он «резко выбивается даже из риторики Медведева». «Учителей разыграли, а историю они таки плохо знают, что лично меня удивляет мало, — рассуждает эксперт. — Дипломат не сказал ничего именно фашистского, а просто не смог сдержать агрессивность по отношению к украинцам в целом. Увы, со сдержанностью в МИДе вообще стало не очень. Журавлев… Вот тут не знаю. У него нет нацистского бэкграунда, хотя мог насмотреться, конечно, у кого-то. И судя по нетвердому движению руки, на полпути вспомнил, что что-то не то получается».
«Но вообще, если люди культивируют агрессивность и культ великой борьбы, они вольно или невольно адресуются к накопленному человечеством культурному багажу в этой области. И в этом багаже фашистская — в узком смысле этого слова — компонента велика. Поэтому что-то похожее просто не может не возникать», — рассказал он Republic.
По мнению политолога Аббаса Галлямова, в подобные ситуации представители российской власти, как правило, попадают «бессознательно». «Они ищут способ запугать своих оппонентов и в конце концов приходят к нацизму — апофеозу зла в российской политической традиции, — считает он. — В значительной степени это все происходит бессознательно. Они просто хотят найти что-то, что вызовет у врага максимально сильные эмоции. Ну и еще, конечно, им хочется позлить мировое общественное мнение: плевать нам, мол, на вас».
Dmitry Chasovitin / Global Look Press
«Российский "антифашистский" фашизм — интересный кейс»
Философ и социолог Григорий Юдин рассказал Republic о существовании «ошибочного мнения, что фашизм — это совокупность каких-то убеждений, взглядов». «Здесь вводит в заблуждение слово "идеология", как будто бы это просто набор идей. Однако исторически фашизм в наиболее важных случаях проявлял себя как соматический феномен, вызывающий реакции на уровне тела», — говорит философ, объясняя спонтанные вскидывания рук в нацистском приветствии и похожие на нацистские высказывания в среде политических деятелей.
По словам Юдина, «фашизм обладает своей особой, весьма притягательной эстетикой — за счет нее он создает сильное ощущение единства, наполненности существования в экзистенциальной борьбе». Таким образом он «обращается к тоске по единству, существующей в современном человеке, живущем в массовом, распавшемся на атомы обществе». «Поэтому фашизм — современное явление, а атомизированные страны вроде России являются его удобными клиентами», — поясняет философ. «Фашистское единство формируется за счет тройственной идентификации: народ равен государству равен вождю», и «утверждение этого единства в телесных жестах происходит автоматически, не рефлексивно, оно создает мощную политическую эмоцию проведения грани между нашим (тем, что принадлежит к "одному") и враждебным».
«Фашизм — это культ государства, но при этом культ, переживаемый в движении, то есть фашизм не статичен, он непременно дает внутреннее ощущение движения к цели, к уничтожению врага ради установления единства, — объясняет Юдин. — Это ощущение категорической правоты, которое удостоверяется единством, поэтому любое нарушение единства, любой диссонанс немедленно опознается как угроза для этого опыта полной правоты, оно должно быть искоренено. Поэтому фашизм исторически крайне агрессивен.
Так что главное в фашизме — это ослепляющий политический опыт. И нет ничего удивительного в "антифашистском" фашизме: уровень "идей", "означающих" здесь вообще случаен. Не так важно, на чем настояна эта политическая эмоция: на расовой теории, на "победе над нацизмом" или чем-то еще. В центре должна быть какая-то ностальгическая идея, отсылающая к утерянному единству. Поэтому фашизм — консервативная тенденция».
В российском случае, по словам философа, это «память дедов» или что-то вроде этого. «Российский "антифашистский" фашизм — интересный кейс в истории фашизма, но по большому счету он просто говорит о том, что мы живем в политической эстетике ХХ века, — говорит Юдин. — Грубо говоря, мы переживаем мир так же, как немцы или итальянцы в 1930-х: уроки антифашистского сопротивления остались на уровне слов, они не проникли в наше политическое тело».
* признан Минюстом иностранным агентом