IMAGO/ Global Look Press
Венеция — город молодой. Ее древние мосты, дворцы, соборы — лишь умелый макияж молодой дамы, призванный скрыть по одной ей известным причинам свой истинный возраст, прибавив себе лет. Может, ей просто хочется придать себе солидности, чтобы оправдать самые значимые события из области культуры, что давно застолбили здесь себе места. Древние декорации для молодой Биеннале искусств — лучше не придумаешь, это связь эпох, эстафета времен, неразрывность поколений. Не среди асфальта и небоскребов — на берегу изумрудной Адриатики, под сенью вечных платанов бурлит, кричит, жалуется, смеется современное искусство.
Чуть поодаль от Биеннале, на острове Лидо, гнездится самый старый в мире кинофестиваль. Его учредил Муссолини вместе со своим министром финансов, членом фашистской партии Джузеппе Вольпи. Имя Вольпи не только не вычеркнуто из истории Мостры (другое название Венецианского фестиваля, что означает «выставка, смотр»), но один из главных призов фестиваля по-прежнему носит его имя — Кубок Вольпи вручается за лучшие актерские работы. А в фойе Палаццо дель Чинема стоит его бюст. И никто не идет его крушить, чтобы на его месте возвести чей-нибудь более либеральный бюст.
В нынешнем году у Венецианского фестиваля юбилей — 90 лет. При этом сам фестиваль не юбилейный — 79-й. Пришлось несколько раз пропустить — в 40-е и в 70-е. Поначалу никакого «Золотого льва» не было — вручался Кубок Муссолини и Большая золотая медаль Национальной фашистской организации развлечений.
Дарю это прекрасное своевременное название — «Национальная фашистская организация развлечений» — российскому министерству культуры. Ему пойдет.
До недавнего времени считалось, что Венецианский фестиваль — кладезь артхауса. По сравнению с гламурными Каннами и суровым политизированным Берлином Венеция гордо несла репутацию крыла, под которым пестуется европейское авторское кино. Но пришли другие времена, выживать было все труднее — и постепенно самый старый кинофестиваль в мире взял курс на глянец.