Иван Сафронов на рабочем месте

Иван Сафронов на рабочем месте

Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

Московский ⁠городской суд приговорил бывшего ⁠военного ⁠журналиста «Коммерсанта» и советника главы ⁠Роскосмоса ⁠Ивана Сафронова к 22 годам колонии строгого режима и штрафу в 500 тысяч рублей по ⁠делу о государственной измене (статья 275 УК). Это ⁠всего ⁠на три года меньше максимального срока по вменяемой ему уголовной статье. Прокурор Борис Локтионов просил для журналиста 24 года колонии. Защита Ивана Сафронова обжалует приговор.

Прокуратура предлагала журналисту признать вину в обмен на снижение запрашиваемого срока до 12 лет лишения свободы. Сафронов отказался.

Ивана Сафронова задержали в июле 2020 года и отправили в СИЗО. Следствие заявило, что он был якобы завербован представителем чешских спецслужб, которому в 2017 году передал секретную информацию, связанную с военно-техническим сотрудничеством России в странах Африки и действиями Вооруженных сил РФ на Ближнем Востоке. Конечным получателем секретных сведений, по мнению следствия, были США. Сафронов свою вину не признает, он считает, что уголовное дело связано с его журналистской деятельностью.

За все время нахождения в СИЗО Сафронову не предоставили ни одного свидания с родными и не дали возможности им позвонить. Также следствие препятствовало общению Сафронова с адвокатами, против двух из них — Ивана Павлова и Дмитрия Талантова — возбудили уголовные дела. Суд над журналистом в Мосгорсуде начался в апреле 2022 года в закрытом режиме.

На прошлой неделе «Проект» опубликовал ⁠обвинительное ⁠заключение и провел фактчекинг по уголовному делу Ивана Сафронова. Из расследования следует, что ⁠ни ⁠один из свидетелей не знает ничего о «преступлениях» Сафронова, один политолог его оговорил в рамках сделки со следствием, а «секреты», которые якобы разгласил журналист, на самом деле находятся в интернете в открытом доступе. Кроме того, в материалах дела нет доказательств тому, что Сафронов знал о причастности предполагаемых соучастников к иностранной разведке. Также следствие не доказало наличие корыстного мотива у Ивана — значимых переводов за «преступную» деятельность от иностранных разведок на его счета не поступало.

В день оглашения приговора российские независимые ⁠СМИ ⁠потребовали освободить журналиста Ивана Сафронова. В заявлении отмечено, что ФСБ так и не предоставила каких-либо доказательств вины журналиста, в целом обвинительное заключение «представляет собой описание активной и качественной журналистской работы Ивана Сафронова — и противоправной деятельности ФСБ, установившей слежку за ним еще в 2014 году».