Грузия, провинция Кахетия

Грузия, провинция Кахетия

Фото: Vladimir Valishvili / Global Look Press

Грузинские власти ужесточили контроль на своих границах, россияне начали массово сталкиваться с запретами на въезд в эту страну. На днях в Грузию не впустили основателя фонда «Нужна помощь» и издания «Такие дела» Митю Алешковского. При этом он давно живет в Тбилиси, там у него находятся жена и дочка. Ранее с отказами сталкивались российские оппозиционеры и активисты.

После начала российского военного вторжения в Украину Грузия стала одним из основных направлений миграции россиян. Поначалу у граждан РФ не возникало проблем с пересечением российско-грузинской границы. Но теперь ситуация изменилась. Директор отделения Free Russia Foundation на Южном Кавказе Егор Куроптев сообщил «Агентству», что в последнее время ежедневно на границе с Грузией разворачивают по несколько десятков россиян.

«Не имеет значения ни профессия, ни факт проживания в Грузии, ни наличие контракта на аренду жилья. Если нет документа на проживание, ВНЖ, то никакие другие документы не являются гарантией въезда в Грузию для российских граждан», — отмечает Куроптев.

С отказами, в частности, столкнулись журналисты, активисты и юристы, которые живут в Грузии или решили релоцироваться из-за угроз безопасности в России. Проблемы во въезде возникают также у тех, кто автотранспортом едет из Турции. Генеральное консульство России в турецком городе Трабзон в конце августа сообщило, что такие случае стали фиксироваться почти ежедневно.

7 сентября стало известно, что обратно в Грузию не впустили Митю Алешковского, который на несколько дней вылетал в Ереван. Отказ ему никак не обосновали: «просто посадили на самолет и отправили обратно». Алешковский высказывался против войны в Украине, в июле Минюст внес его в реестр СМИ-иноагентов.

Мать Алешковского, историк и заслуженный учитель России Тамара Эйдельман, опубликовала в Facebook* большой пост с заголовком «До свидания, Грузия». Она рассказала, как ее семья любит эту страну, и как они этой любовью заражают своих друзей и знакомых. Эйдельман возила по Грузии экскурсионные группы и «каждый раз все испытывали невероятный восторг».

На отказ Мите во въезде в Грузию она отреагировала так: «Господи боже мой! Это грузины! Где ваша отвага? Где ваше гостеприимство? Это вы так дрожите перед Россией — страной-агрессором, что не пускаете тех, кто неугоден российской власти?».

Эйдельман рассказала, что за последние полгода ее и сына каждый раз подолгу держали на грузинской границе, и никто ничего не объяснял.

«Один раз я ждала два с половиной часа пока кто-то где-то изучал мой паспорт, а потом без всяких объяснений его вернули и сказали: «Welcome to Georgia». Потом процесс усовершенствовали — стали фотографировать паспорт и отсылать куда-то по вотсапу. Очень смешно, что точно так же ждут какого-то разрешения и в тот момент, когда мы уезжаем из Грузии. А что, нас могут не выпустить?, — пишет она. — Теперь, видно, не скоро нам снова придется наслаждаться грузинским гостеприимством, лекции прекрасной тбилисской публике читать, похоже, тоже не придется. Не говоря уж о праздновании дня рождения в Цинандали. Ну что же… Спасибо этому дому, пойдем к другому…».

В начале сентября сообщалось, что в Грузию второй раз подряд не впустили фотожурналиста Василия Крестьянинова, сотрудничающего с Associated Press. Также известны случаи, когда Грузия не впускала российских оппозиционеров. В частности, на территорию страны не смогли попасть соратница Алексея Навального Любовь Соболь, политик Дмитрий Гудков, участница Pussy Riot Ольга Борисова и другие.

Российско-грузинский политолог и обозреватель Егор Куроптев считает, что тенденция отказов россиянам связана с нежеланием Грузии пускать на свою территорию «слишком резонансные фигуры», в то же время из-за войны в Украине грузинские власти в принципе стали строже относиться к въезду любых россиян.

«Проблема в том, что нет прозрачных правил въезда. Если у тебя есть виза в Европу, то, скорее всего, ты заедешь. А в Грузии в последнее время непонятно какие документы могут быть гарантией. Наверное, я бы сказал, что никакие», — отмечает он и добавляет, что, несмотря ни на что, Грузия остается одной из основных стран, где могут найти убежище россияне, не согласные с политикой Путина.

*соцсеть принадлежит признанной в России экстремистской и запрещенной компании Meta.