Телеграм-канал с фото- видеоматериалами CIT
Украинская армия ведет успешное контрнаступление в районе города Балаклея Харьковской области — на это указывают многочисленные сообщения и видео в социальных сетях, в том числе от пророссийских источников. По неофициальным данным, ВСУ окружили этот населенный пункт и начали продвигаться в сторону Купянска и Изюма — оба населенных пункта стратегически важны для всей российской группировки на востоке Украины. Генштаб ВСУ заявил, что уже освободил 20 населенных пунктов. Фарида Курбангалеева поговорила с экспертом Conflict Intelligence Team Кириллом Михайловым и выяснила, какие последствия может иметь взятие Балаклеи и что потребуется украинской армии для продолжения контрнаступления.
— Насколько значимым событием для хода военных действий стало окружение российских войск в районе Балаклеи?
— Во-первых, пока непонятны масштабы этого наступления и количество задействованных сил. Во-вторых, у него могут быть самые разные цели. Возможно, ВСУ пользуются тем, что россияне в последние недели активно перебрасывали технику на южное направление, пытаясь собрать силы для отражения готовящегося наступление ВСУ на Херсонщине. И в результате этой переброски значительное количество участков фронта, которые россияне считали второстепенными, оказались плохо прикрытыми — чем украинцы и воспользовались.
В принципе, это может быть просто заявка на перехват инициативы. Возможно, те резервы, которые у россиян оставались на востоке (3-й армейский корпус, группировка войск (сил) «Центр», а также значительное скопление сил в районе Бирюча Белгородской области) вместо того, чтобы осуществлять собственные наступательные действия, будут задействованы на этом направлении для отражения наступления ВСУ.
Но в случае дальнейшего успешного развития наступления украинской армии их стратегическая задача может заключаться в том, чтобы перерезать дороги, которые ведут со стороны России в направлении населенного пункта Изюм — он является важным логистическим и командным центром российской армии, и в принципе оттуда координируются наступательные и оборонительные действия на славянском направлении.
— Получается, заявления военных обозревателей, которые считают, что «Балаклея — это ключ к Изюму, а Изюм — это ключ к Донбассу», имеют под собой все основания?
— В случае действительно успешного наступления Украины и овладения Балаклеей ВСУ могут перекрыть снабжение Изюма, что, соответственно, может вынудить российское командование спешно выводить группировку со славянского направления и тем самым снять угрозу Славянску и в принципе всей Донецкой области с севера. Именно взятие Изюма дало российским силам возможность вести наступательные действия на славянском направлении, в результате которых в июле месяце они оказались буквально в 16 км от Славянска.
Предоставлено Кириллом Михайловым
— Можно ли сказать, что для российской армии уход из Балаклеи — это существенное локальное поражение?
— Пока нет, но он может им стать. Мы должны посмотреть, чем это все закончится. Сейчас ВСУ со своих исходных позиций продвинулись на 30 км как минимум. Это очень серьезный тактический успех, который может перерасти в оперативный. Если россиянам не удастся подтянуть резервы, купировать это наступление, и если украинцам удастся прорваться на Купянск и взять его — тогда это станет серьезной заявкой на то, чтобы перекрыть снабжение Изюма.
Чем опасен этот российский изюмский плацдарм? Тем, что там еще в апреле россиянам удалось перейти реку Северский Донец, которая является хорошей естественной водной преградой, и наступать на юг, на Славянск. Северский Донец течет через Изюм. Возможность наступать у россиян по-прежнему есть, хотя сил у них для этого сейчас недостаточно. Россияне не в состоянии пересечь Северский Донец в случае значительного украинского противодействия, как мы это наблюдали под Белогоровкой. Поэтому украинское наступление может поставить российскую группировку под угрозу отрезания от снабжения и даже заставить Россию эту группировку вывести — чуть ли не с потерей самого Изюма. Соответственно, это снимает угрозу Донбассу с севера и позволяет украинцам сосредотачиваться на боях в районе Донецка и линии Бахмут — Соледар — Северск.
На тактическом уровне, несомненно, российские войска, которые находились в Балаклее, свою задачу не выполнили. И, судя по количеству пленных, захваченной техники и прочих припасов — отдельные российские подразделения уже разбиты. Когда мы говорим «российские подразделения», мы имеем в виду не только российскую армию, но и силы Росгвардии и мобилизованных из так называемых ДНР и ЛНР. Понятно, что есть и пленные россияне — например, целый подполковник российской армии.
Что такое победа и что такое поражение? Победа — это достижение определенных целей операции. Поражение — это когда не удалось достичь целей, например, оборонительной операции. Сейчас рано говорить о победе или поражении той или иной стороны. Сейчас можно говорить об очень серьезном успехе украинской армии. Все-таки в этой войне 30–40 км за пару дней — это что-то невообразимое.