Телеграм-канал "Утро Дагестан"
Против объявленной Владимиром Путиным частичной мобилизации проходят протесты в десятках регионов России, и один из самых массовых начался в эти дни в Дагестане. На улицы Махачкалы и нескольких сел вышли сотни женщин и мужчин, происходили стычки с полицией, которая вынуждена была применять оружие и стрелять в воздух. Член Общественной палаты Республики Дагестан, юрист и общественник Арсен Магомедов рассказал Republic, кто выходит на протесты, что требуют протестующие и ждать ли эскалации протестных настроений, в том числе по всей России.
— Несколько дней на территории Дагестана происходят протесты против мобилизации, как они распространяются по республике?
— Протесты начались в селении Эндирей в Хасавюртовском районе, до этого были в городе Бабаюрт, где перекрывали трассу. Это было вчера и пару дней назад, а вчера протест начался уже в Махачкале.
— На акциях протеста люди кричали «Нет войне», «Наши дети не удобрение». Что скорее вывело людей на улицы — злоупотребления при организации мобилизации или сам факт ее проведения?
— Мне кажется, тут комплексное чувство. Во-первых, это боязнь за своих мужчин. Второе — работа военкоматов, скажем так, промышленного характера, когда они пытаются отловить практически всех, независимо от объявленных категорий. Получают повестки и взрослые, и больные, и умершие. И у людей есть непонимание причин вообще мобилизации, почему она была объявлена, зачем они должны где-то воевать. И еще — ощущение несправедливости у дагестанцев от того, что, по их мнению, мобилизация в России происходит в основном за счет Дагестана.
— Как местные власти реагируют на протест? На видео видно, что люди дерутся с полицейскими и часто отбивают у них протестующих.
— Полиция пытается силовым способом их разогнать. После первых столкновений в Бабаюрте выступил глава республики, который сказал, что надо обратить внимание военкоматов на более грамотную работу по мобилизации, чтобы они людей массово не хватали. В целом местные элиты достаточно рафинированные, и я не заметил ни одно приличное лицо, которое бы выражало озабоченность, обеспокоенность. Я не знаю таких. Местные элиты ведут себя в рамках того, что им направляют из центра.
— Протесты будут эскалироваться, как вы считаете?
— Наверное, на какое-то время, протест может утихнуть, но до поры. Непонятно, будет ли снова эскалация, но в Махачкале были призывы выходить сегодня, и народ откликнулся. Если такая же тревожная ситуация, такой же массовый отлов всех по улицам продолжится, то протест будет продолжаться. Но, боюсь, рано или поздно это все обретет массовый характер и будет что-то вроде социального взрыва, да. По моим ощущениям, к этому все и движется.