Сельчук Байрактар на фестивале Teknofest в Баку, Азербайджан, 28 мая 2022 года

Сельчук Байрактар на фестивале Teknofest в Баку, Азербайджан, 28 мая 2022 года

President.az / Wikipedia.org / CC BY 4.0

Недавно армия африканского государства Того купила столько Bayraktar, на сколько у нее хватило денег: одну штуку. Хотя на рынке немало армейских дронов по разной цене, турецкий беспилотник затмил всех. Он превратился в оружие-легенду вроде «Калашникова» или «Стелс». В 2021 г. производитель дронов Baykar Makina стал крупнейшим экспортером оборонной продукции в Турции, обойдя таких гигантов, как Aselsan и государственную Turkish Aerospace Industries (TAI). Иностранцам было продано дронов на $664 млн.

В августе этого года Baykar Makina объявил, что поставки Bayraktar TB2 расписаны на три года вперед. По разным оценкам, в год производится около 200–240 TB2. Спасибо за успех турецких дронов надо сказать зятю турецкого президента — молодому инженеру Сельчуку Байрактару. А также США, которые ввели санкции против Турции.

Baykar Makina — семейный бизнес, о его финансовых показателях мало что известно. Но учитывая, что два года назад в нем работало 800 человек, а сейчас 2500, дела явно идут в гору. Baykar Makina долгое время не имела никакого отношения к авиабизнесу. Она выпускала автозапчасти.

Отец Сельчука, Оздемир Байрактар ​​родился в 1949 г. в деревне Гарипче, на границе Черного моря и Босфора. Отучился на машиностроительном факультете Стамбульского технического университета. Работал на машиностроительных заводах, как старых, так и бурно появляющихся в Турции новых. В 1984 г. решил основать собственное производство автозапчастей, которое назвали Baykar Makina.

Оздемир Байрактар был религиозным консерватором. Его жена тоже. Несмотря прогрессивную специальность экономиста и программиста (еще в эпоху перфокарт), она одной из первых в своем университете начала носить хиджаб.

С 1920-х гг. Турция — светское государство. Турецкие военные долгое время с недоверием относились к набожным людям. Несмотря на это Оздемир сумел наладить хорошие контакты в армейской среде и в 1990-х гг. его завод стал поставщиком для армии.

Оздемиру помогла и дружба Неджметтином Эрбаканом, политиком, исламским идеологом и премьер-министром Турции в 1996–1997 гг. Эрбакан сам технарь, у него докторская степень по инженерии. Он верил, что развитие технологий — путь к процветанию нации.

Через Эрбакана семья Байрактар сдружилась с еще одним важным человеком — его протеже, молодым политиком Реждепом Эрдоганом. Оздемир числился его советником, пока Эрдоган был не очень известным местным политиком в Стамбуле. Их дружба продолжилась и после того, как в 2002 г. Эрдоган стал премьер-министром, а после — президентом.

В начале 2000-х гг. местный военачальник привез Байрактара-старшего в небольшую деревушку Акчай на юго-востоке Турции. Там недавно погибли в тяжелых боях с Рабочей партией Курдистана (РПК) турецкие солдаты. Эта поездка настолько потрясла Оздемира, что он обещал помочь турецкой армии чем может. Вскоре его компания к производству автозапчастей добавила производство оружия.

Одна из проблем армии была в том, что боевые действия велись в гористой местности. Отслеживать передвижения отрядов РПК и атаковать их там было крайне трудно. Но один сыновей Оздемира, Сельчук, смог предложить решение.

Первая реклама