Фото: kremlin.ru
Свежая сводка американского Института изучения войны (ISW) полностью посвящена тому, как изменилось российское информационное пространство после болезненных поражений ВС РФ в Харьковской области и Лимане (Донецкая область) и провалов при начавшейся мобилизации. Теперь критика российских генералов и бюрократических проблем, связанных с призывом, часто идет с экранов федеральных телеканалов, кроме того, много негатива высказывают военные блогеры, что может быть потенциально опасно для Путина.
Военные эксперты отмечают, что участники ток-шоу на российском ТВ уже открыто критикуют поспешное решение президента России аннексировать четыре украинских региона, потому что российские войска не могут обеспечить безопасность их административных границ и тем более оккупировать оставшиеся территории областей, находящихся под контролем украинской стороны.
Блогеры, освещающие военные действия, продолжают сообщать о неудачах россиян на фронте и обвиняют командование в неспособности оперативно реагировать на обострение ситуации. С резкими заявлениями выступили глава Чечни Рамзан Кадыров и основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Их нападки на командование стали косвенным нападками на Путина.
Кремлевские пропагандисты не скрывают своего разочарования по поводу мобилизации, в ходе которой в армию призываются люди, не подпадающие под заявленные критерии. Многие опасаются, что в конечном счете мобилизацию российские власти могут масштабировать. Специалисты подчеркивают, что все это «достаточно смело и необычно» для пропагандистов.
«Объявленная Кремлем частичная мобилизация продемонстрировала широкой общественности последствия поражений в Харьковской области и затем в Лимане. Это свело на нет все попытки Кремля изображать войну как нечто ограниченное и в целом успешное», — отмечают в ISW.
По оценкам экспертов, поражение российских войск под Лиманом вызвало волну критики ВС РФ, которая оказалась гораздо больше, чем после весеннего ухода из-под Киева и с острова Змеиный.
Путин при этом, напоминают специалисты, старается контролировать российское информационное пространство для защиты своего режима, но у него нет такой машины подавления и цензуры, какая была в Советском Союзе, и поэтому «беспорядок в эфире» может для него быть опаснее, чем для советской власти. Теперь экспертам интересно, сколько Путин будет терпеть критику, и что будет, если он попробует заткнуть военных блогеров.
О взятии Лимана украинцы сообщили 1 октября. Минобороны РФ заявило, что в связи с созданием угрозы окружения союзные войска были отведены «на более выгодные рубежи». После чего российские пропагандисты и ура-патриоты начали искать виновных в сдаче россиянами этого стратегически важного населенного пункта. Первым высказались Рамзан Кадыров и Евгений Пригожин.
«Обороной этого участка руководил командующий Центральным военным округом генерал-полковник Александр Лапин, — пишет Кадыров в своем телеграм-канале. — Тот самый Лапин, который получил звезду Героя России за взятие Лисичанска, хотя де-факто его там и рядом не было. Лапину отдали в подчинение и войска Западного военного округа <…> Обидно не то, что Лапин бездарь. А то, что его покрывают наверху руководители в Генштабе. Будь моя воля, я бы разжаловал Лапина до рядового, лишил бы наград и с автоматом в руках отправил бы на передовую смывать кровью свой позор», — заявил глава Чечни.
Евгений Пригожин через свой канал «Кепка Пригожина» поддержал Кадырова: «Экспрессивное заявление Кадырова, конечно, совсем не в моем стиле. Но могу сказать: "Рамзан, красавчик, жги". Всех этих ушлепков — с автоматами, босыми на фронт».
К ним присоединился бывший министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь Стрелков-Гиркин. Он назвал Лапина человеком, который «звезд с неба не хватает» и опубликовал в своем телеграм-канале фотографию начальника Генштаба России Валерия Герасимова, сопроводив его такой подписью: «Вот этот вот товарищ должен прославляться за все наши победы в текущей "СВО" — начиная с "деэскалации" Киевской, Сумской, Черниговской областей, продолжая "успешной перегруппировкой" из-под Балаклеи, Изюма, Купянска, Волчанска и заканчивая "отходом на более удобные позиции" под Лиманом».