Травма, как и сильные переживания в целом, способна управлять нашим поведением, оказывать влияние на наше ощущение себя в мире и нередко имеет телесные проявления. Поэтому то, как мы переживаем подобный опыт, в значительной степени сказывается на качестве всей нашей жизни.

В международном бестселлере «Пробуждение тигра: исцеление травмы», изданной «Бомборой», Питер Левин, доктор медицины и биологической физики, рассказывает, как трансформировать болезненный жизненный опыт и извлечь из него пользу.

Развитие технологий и быстрый рост населения приводят нас в мир, где время и расстояние почти не разделяют нас. В то же время мы сталкиваемся с серьезными угрозами для себя и нашей планеты. Мы живем в условиях войн, терроризма, возможности уничтожения «сверх оружием», растущего раскола между имущими и неимущими и разрушения окружающей среды. Граждане в наших центральных городах беспорядочно уничтожают собственность и жизнь в результате многолетнего накопленного стресса, травм, враждебности и периодических экономических спадов. Богатые поглощают компании в примитивном, ритуальном безумии поедания друг друга. Перспективы становятся еще более мрачными, если подумать о пугающем потенциале будущего насилия, когда вырастут дети, уже рожденные с наркотической зависимостью.

По мере того как население мира увеличивается и наши сообщества становятся все более взаимосвязанными, нам необходимо учиться жить и работать друг с другом в гармонии. У нас есть проблемы, которые уничтожат нас, если мы не сможем эффективно и сообща работать над их решением. Тем не менее, вместо того чтобы преодолевать экономические, этнические и географические проблемы, отдельные люди и общины, похоже, стремятся уничтожить друг друга. Именно эти проблемы чаще всего называют в качестве причин различных войн. Но являются ли они истинными первопричинами? Вполне возможно, что наше выживание как вида и выживание этой планеты зависит от нашей способности ответить на данный вопрос.

Корни войны уходят глубоко. Любой по-настоящему честный человек признает, что все мы одинаково способны как на насилие, так и на любовь. И то и другое в равной степени являются основными аспектами человеческого опыта. Но еще более важным для понимания источника войн является такой аспект, как уязвимость человека перед травмой. Мы не должны забывать, что именно в пугающих симптомах, проявившихся у солдат, вернувшихся с полей сражений, мы впервые увидели, какими могут быть последствия травмы. Травма, когда мы не осознаем ее воздействия на нас, создает непреодолимое стремление к своему повторному разыгрыванию.

А что, если целые людские сообщества будут втянуты в массовые реконструкции в результате таких событий, как война?