В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Новая власть. Какие силы управляют миром — и как заставить их работать на вас». На протяжении почти всей истории человечества власть была у тех, кто «наверху»: правителей, церковных иерархов, знати или крупных корпораций. Теперь люди могут объединяться и самоорганизовываться онлайн, без оглядки на географические границы. И с беспрецедентной скоростью влиять на очень многие события.

Трамп выигрывает выборы, Airbnb стоит больше, чем Hilton, а любую компанию может разрушить гневный твит обиженного клиента, который молниеносно распространяют тысячи пользователей. Объяснение всему, полагают авторы книги Джереми Хейманс и Генри Тиммс, — новая власть.

«Сегодня у нас есть возможность делать фильмы или деньги; обзаводиться друзьями или профессиональными связями; выстраивать сообщества или политические движения; давать людям надежду; пропагандировать насилие — и все это в таких масштабах и с таким потенциалом воздействия, какие несколько лет назад было сложно представить».

Двигаясь к «полностековому обществу»

Политолог и социальный инноватор Джефф Малган описывает один из величайших парадоксов нашей эпохи:

«Людям обещают, что потоки экономических, социальных и технологических изменений сделают их могущественнее. Но вместо этого они видят, как решения принимаются политическими и корпоративными лидерами, которые всё больше отдаляются от нас. И люди чувствуют себя наблюдателями, а не участниками».

Малган приводит данные социологических опросов, показывающие: жители многих регионов мира полагают, что их страна следует по неверному пути.

Мы видели этот парадокс в действии — к примеру, во время референдума по Брекзиту. «Глубинное» различие между теми, кто голосовал за позицию «остаться в ЕС», и теми, кто голосовал за вариант «выйти из ЕС», по данным проекта «Британское электоральное исследование», состоит в «более глубоком чувстве отчужденности» вторых. Те, кто хотел, чтобы Великобритания покинула Евросоюз, в меньшей степени контролировали собственную жизнь. Вот и экономист Ангус Дитон, нобелевский лауреат, продемонстрировал четкую корреляцию между распространенностью факторов, ведущих к «смерти от отчаяния» (как он это именует) — то есть от наркотиков, алкоголя и/ или в результате самоубийства, — и уровнем поддержки Дональда Трампа.

Это чувство отчужденности подпитывается и страхом перед автоматизацией производства и суровой реальностью, где доходы замерли, а неравенство растет. Даже те, кого называют «выигравшими» от процессов глобализации, ощущают свою оторванность от основополагающих социальных институтов (правительственных структур, СМИ, учреждений образования): это показывают данные «Эдельмановского барометра доверия». Свое разочарование и недовольство мы можем мгновенно выплеснуть в той или иной соцсети — и найти там же множество людей, которые нас ободрят. Но при этом мы можем по-прежнему чувствовать, что не контролируем свою жизнь, свое взаимодействие с обществом, органами власти и прочими институтами.

Чтобы сократить этот разрыв, очень важно по-настоящему снизить неравенство в уровне личного капитала и доходов, а также изменить материальные условия существования тех, кто остался за бортом перемен. Но есть куда более тонкая проблема: как дать людям реальную возможность самостоятельно менять свою жизнь и взаимодействовать с институтами, которые влияют на нее. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя хозяевами собственной судьбы, а не пешками в руках элит. Если же единственным доступным им проявлением свободы действий останутся выборы или референдумы, люди естественным образом начнут выплескивать свое недовольство, присоединяясь к различным сообществам. Платформенные правители и экстремисты не замедлят предложить им очень легкие решения всех проблем. Но мы нуждаемся в ином: в мире, где наше участие будет глубоким, постоянным и многоуровневым, а не поверхностным и сиюминутным.

Этот мир можно назвать «полностековое общество».