Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, президент США Франклин Делано Рузвельт и маршал СССР Иосиф Сталин перед началом одного из заседаний Ялтинской конференции . Фото: wikipedia.org

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, президент США Франклин Делано Рузвельт и маршал СССР Иосиф Сталин перед началом одного из заседаний Ялтинской конференции . Фото: wikipedia.org

Зло получает новое наименование в российской политической терминологии — описывая врага, российские руководители употребляют теперь термин «англосаксы». Хотя он так же условен, как и другие, противник Москвы теперь идентифицируется и через национальную составляющую.

«Этой войной заправляют англосаксы, которые контролируют полностью режим Зеленского, а к ним пытаются пристроиться поляки и всякие прибалты», — говорит министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в эфире телеканала «Россия-1». Двумя неделями ранее Владимир Путин, выступая с речью по поводу присоединения к России новых регионов, обвинил «англосаксов» во взрывах на «Северном потоке»: «Англосаксам уже мало санкций, они перешли к диверсиям <…> фактически приступили к уничтожению общеевропейской энергетической инфраструктуры. Всем же очевидно, кому это выгодно. Кому выгодно, тот и сделал, конечно».

Лавров далеко не впервые употребляет именно этот термин как для обвинений, так и в дипломатическом обиходе. Путин же начал пользоваться им относительно недавно — поиск по официальному сайту Кремля показывает, что это слово президент на протяжении долгого времени изредка использовал, но в основном в качестве нейтрального атрибута в «англосаксонском мире» или даже в «англосаксонском праве». Только в 2022 году в его риторике возникает «англосаксонская идея подавить нас и дальше расправиться с Китаем». Чуть позже в одном из интервью Путин уточняет, что «англосаксы» — это британцы и американцы, которые «ввели санкции на наши удобрения».

МИДовская фигура речи получает как бы идеологическое закрепление на высшем уровне. «Англосаксы» становятся в путинской системе одним из имен дьявола — именно так, ведь в той же речи он буквально сравнил «диктатуру западных элит» с откровенным сатанизмом из-за «полного отрицания человека, ниспровержения веры и традиционных ценностей, подавления свободы».

Чем не годились предыдущие термины, такие как «Запад», например?