Фото: таджикское «Радио Свобода» («Радио Озоди»)
Один из двух граждан Таджикистана Эхсон Аминзода, расстрелявший сослуживцев на учебном полигоне в Белгородской области, судя по всему, оказался в воинской части случайно — после мобилизационной облавы. Его близкие рассказали, что у молодого человека не было гражданства РФ, он работал в московском ресторане, не собирался участвовать в войне в Украине и тем более не был террористом, о чем заявляет Минобороны РФ. Об этом сообщает таджикское «Радио Свобода» («Радио Озоди»)
24-летний Эхсон Аминзода, по словам родных, исчез 10 октября у метро «Люблино» в Москве, а 16 октября российские власти сообщили о его гибели. Отец Эхсона — Тоджиддин Аминзода — сотрудник администрации Хатлонской области. В телефонном разговоре с «Озоди» он подтвердил гибель сына.
Брат мобилизованного Фируз Аминзода сообщил, что Эхсон семь месяцев назад приехал в Россию и работал в одном из столичных ресторанов. Он подчеркнул, что у брата не было российского гражданства, он работал по патенту.
«Как он оказался в Белгороде, мы не знаем. Брат не был террористом, радикалом и у него не было таких мыслей. Он обычный иммигрант, который хотел работать и строить свою жизнь», — сказал Фируз.
Последний раз он разговаривал с братом 10 октября — тот собирался встретиться с друзьями, после чего его телефон был отключен. Один из друзей отметил, что Эхсон в Москве хотел заработать денег, вернуться на родину и сыграть свадьбу.
«Мы все в шоке. В тот же вечер он сказал, что встретил каких-то знакомых парней возле станции метро "Люблино" и вернется домой поздно. Но после он пропал. Мы все искали его и подумали, что он уехал к своим знакомым или вернулся в Таджикистан. Он не был радикально настроен, ничем не отличался от других молодых людей. Был бы он исламским радикалом, то никогда не работал бы в ресторане», — добавил собеседник издания на условиях анонимности.
Минобороны России вечером 15 октября сообщило о теракте на военном полигоне в Солоти (Белгородская область). Там расположен построенный в 2017 году военный городок и полигон 752-го мотострелкового полка 3-й мотострелковой дивизии Западного военного округа, где проходили подготовку мобилизованные на войну в Украине.
По версии ведомства, двое «граждан одной из стран СНГ» совершили теракт во время занятий по огневой подготовке. Погибли 11 человек, минимум 15 ранены, под огонь попал в том числе личный состав подразделения. Нападавших убили ответным огнем. Власти Таджикистана заявили, что расследуют факт причастности гражданина своей страны к нападению в Белгородской области.
Вскоре телеграм-канал ASTRA со ссылкой на военнослужащего, который назвал себя очевидцем случившегося, сообщил, что массовое убийство на полигоне в Солоти может быть частью конфликта на религиозной почве. Издание подчеркивает, что к моменту публикации не смогло подтвердить ни личность самого рассказчика, ни личности людей, которых он называет участниками конфликта.
По словам источника издания, конфликт начался с того, что трое солдат — дагестанец, азербайджанец и адыгеец — решили «написать рапорта о том, что не хотят больше служить», поскольку это «не их война». Узнав об этом, один из командиров, которого источник называет подполковником Андреем Лапиным, якобы «всех собрал» у плаца и заявил, что «это священная война».
После этого, как утверждается, военнослужащие таджикского происхождения заявили, что священная война — это война мусульман против неверных. Подполковник в ответ якобы назвал Аллаха «слабаком» и «трусом», «если он не разрешает воевать за ту страну, которой ты дал присягу», что «повергло в шок» многих присутствующих.
Вскоре на стрельбище трое выходцев из Таджикистана попросили других мусульман отойти в сторону, «развернули свои автоматы» и открыли беспорядочную стрельбу. Источник заявляет, что был убит подполковник Лапин и якобы еще 29 человек. Прапорщик по фамилии Семенов, услышав стрельбу, якобы убил двух нападавших и ранил третьего, которому удалось сбежать.
Анонимные телеграм-каналы утверждают, что второй стрелявший таджик — это 23-летний Мехроб Рахмонов. Он прибыл на полигон 11 октября.
14 октября президент Таджикистана Эмомали Рахмон призвал Владимира Путина прекратить колониальную политику и не относиться к странам Центральной Азии, как это было принято при СССР.
«Да, мы малые народы. Но мы хотим, чтобы нас уважали. Где мы что-то нарушили? Где-то не так поздоровались? Мы всегда уважали интересы своего главного стратегического партнера (Россию). Но у нас есть история, культура. Мы любим, мы хотим, чтобы нас уважали. Мы что, какие-то чужеземцы? Не надо в нас много денег вкладывать. Владимир Владимирович, наша просьба, чтобы не было политики к Центральной Азии как к бывшему Советскому Союзу. Тогда, как и сейчас не было внимания малым республикам, малым народам. Не учитывались традиции, обычаи. Не оказали поддержку развитию. У нас у каждой страны есть свои проблемы, свои вопросы, свои традиции, обычаи», — заявил Рахмон в Астане на саммите «Россия — Центральная Азия».
На прошлой неделе мобилизация в России вышла на новый уровень — в Москве и Санкт-Петербурге силовики начали массовые уличные облавы на потенциальных призывников. Рейды стали устраивать возле станций метро, в жилых комплексах и на территории предприятий.
Член Совета по правам человека Кирилл Кабанов рассказал, что считал истории про облавы фейком, но людей, рассказавших ему об этом, он знает лично и полностью им доверяет: «Товарищи начальники, вы понимаете, что творите беззаконие и создаете враждебное отношение в обществе ко всему происходящему? От таких действий вреда больше, чем от укропропаганды».
На публикацию Кабанова ответил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Он потребовал проверить «каждый такой сигнал» и дать правовую оценку действиям должностных лиц, санкционировавших такие облавы. Сенатор подчеркнул, что никаких ограничений прав граждан в стране не вводилось, а право на свободу передвижения якобы «действует в полном объеме».