Фото: сайт Кремля
Владимир Путин подписал указ о введении военного положения в аннексированных Херсонской и Запорожской областях, а также в самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республиках, которые по итогам референдумов вошли в состав РФ. В приграничных регионах введен «средний уровень реагирования», позволяющий выселять жителей. Об этом президент России сообщил на заседании Совета безопасности РФ.
Согласно указу, на территориях Крыма (Севастополь указан отдельно), Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областях вводится «средний режим реагирования», в остальных регионах Южного и Центрального федеральных округов — уровень «повышенной готовности», а во всех других — режим «базовой готовности».
Путин поручил создать специальный координационный совет, его возглавит премьер Михаил Мишустин. Главы четырех аннексированных регионов будут наделены дополнительными полномочиями для обеспечения безопасности. Президент отметил, что действия чиновников должны «соответствовать обстановке в том или ином субъекте федерации». Закрытие российских границ из-за введения военного положения и других режимов пока не планируется, заявил сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Власти аннексированных регионов, в частности, наделяются полномочиями «по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики», а также «по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения». В этих регионах, говорится в указе Путина, «ведется территориальная оборона и создаются межведомственные координирующие органы (штабы территориальной обороны)».
При военном положении начинается полная мобилизация, вводится комендантский час, усиливается режим общественного порядка — в том числе, могут быть введены ограничения на въезд и выезд из региона. Такой режим подразумевает ограничение продажи оружия, опасных веществ, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан. Наконец, власти могут изымать другое частное имущество для нужд армии, принудительно направлять людей на восстановление разрушенных объектов.
Введение среднего уровня реагирования означает: временное отселение жителей в безопасные районы, ограничение свободы движения транспортных средств и их досмотр. Кроме того, усиливается охрана общественного порядка, органов госвласти, социальных объектов и критически важной инфраструктуры.
В конце сентября в России в срочном порядке были приняты поправки в Уголовный кодекс и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которым введены понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время», и ужесточены некоторые статьи. В частности, за самовольное оставление части в период мобилизации и военного положения и добровольную сдачу в плен теперь грозит от 3 до 10 лет лишения свободы, если нет признаков государственной измены. За мародерство предусмотрено до 15 лет колонии (мародерство, «соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего»). За дезертирство при указанных отягчающих обстоятельствах грозит лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.
Кроме того, в УК ввели наказание за неисполнение приказа начальника в период военного положения, в военное время или в условиях вооруженного конфликта, а также за отказ участвовать в боевых действиях. За это грозит от двух до трех лет лишения свободы.
О военном положении в России начали говорить в конце сентября — сразу после того, как в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях прошли референдумы о присоединении к России. В этих регионах к этому времени уже действовали такие режимы. Президент Украины Владимир Зеленский говорил, что референдумы закрыли возможность для переговоров между Киевом и Москвой, пока президентом РФ будет Владимир Путин.
После новых плебисцитов границы России на бумаге расширились более чем на 100 тысяч квадратных километров, но около четверти из них сейчас находятся под контролем украинской армии, и как дальше будет развиваться ситуация на фронте никто не знает. На данный момент российские войска и союзные силы почти полностью контролируют территории Херсонской области и ЛНР, в Донецкой — примерно наполовину, в Запорожской — около 60–70%. Точные границы соприкосновения указать сложно, потому что они меняются каждый день.