Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Частичная мобилизация в Москве и области завершилась столь же стремительно, как и началась. При этом ее ход и даже благополучное завершение сопровождала «бестолковщина», наличие которой с печалью признавал Владимир Путин. Если о начале мобилизации сообщил верховный главнокомандующий, то о ее прекращении объявил московский градоначальник. При этом Сергей Собянин назвал недействующими уже выданные повестки, то есть официальные документы военного ведомства.

Еще за два дня до скоропостижного завершения мобилизации в Москве там проходили массовые насильственные вручения повесток потенциальным участникам военной операции (тех самых повесток, которые обнулил Собянин), а депутат Госдумы Виктор Соболев рассказывал, что «гнилая» Москва едва наполовину выполнила спущенный сверху план мобилизации. Что до самой мобилизации, то, по словам главы государства, «когда начали проводить эти мероприятия мобилизационные, выяснилось, какого они качества».

Судя по сообщениям СМИ, призванным из запаса зачастую приходится на свои деньги приобретать амуницию. Мало того, в Госдуму вполне в духе времени уже поступило предложение о необходимости частичного возмещения гражданам расходов, которые те понесли при самоэкипировке. Наконец, Путину пришлось в ходе пресс-конференции объяснять, как получилось, что несколько мобилизованных погибло на фронте едва ли через две недели после объявления мобилизации. Российские официальные лица рассматривают всю эту «бестолковщину» как результат того, что техника учета военнообязанных устарела, а сама мобилизация не проводилась, мол, несколько десятилетий. На самом деле тысячи запасников призывали и во время устранения последствий аварии в Чернобыле в 1986 году, и при попытке подавить волнения в Баку в 1990-м. Проблема, как представляется, в том, что сама мобилизация относится к принципиально иной системе организации Вооруженных сил.