Военнослужащий ВСУ

Военнослужащий ВСУ

Pavlo Bahmut/Keystone Press Agency/Global Look Press

Российские войска начали отступление с запада Херсонской области, говорят эксперты Института изучения войны (ISW). В институте указывают, что для прикрытия отступления из Херсона российские военные могут взорвать плотину Каховской ГЭС — это позволит им задержать продвижение ВСУ через Днепр, а также отвлечь внимание от сообщений о своих потерях и обвинить Украину в затоплении близлежащих населенных пунктов. При этом российские власти объявили эвакуацию гражданских — они планируют перевезти на левый берег Днепра до 60 тысяч человек. В Киеве заявили, что российская армия уже заминировала дамбу. Украинский военный эксперт, полковник запаса ВСУ Роман Свитан считает, что с высокой долей вероятности плотина будет взорвана. Фарида Курбангалеева поговорила с ним о том, как могут развиваться события в случае такой катастрофы, а также узнала, почему сдача Херсона может привести к еще более крупному поражению для российской армии.

— Насколько велика вероятность, что отступая, российские войска подорвут плотину Каховской ГЭС?

— Все будет зависеть от того, как российские войска будут уходить с правого берега Днепра. Если неуправляемо и если [ими] не будет подготовлен левый берег, они не успевают закрыть вход в Крым. Так как российских военных на правом берегу раза в 2–3 меньше, чем украинских, то «на плечах» у россиян украинцы могут также переправиться через Днепр и сразу же войти в Крым через Перекопский перешеек. Крым пока хорошо не защищен — там созданы некоторые оборонительные укрепления, но их легко пробить. Если особенно мощно двинуться, то зайти можно сразу.

А у россиян печет: им надо уходить с правого берега, потому что каждый день украинцы отминусовывают у них по роте-две, очень много убитых на правом берегу. Если это будет управляемый отход, то, в принципе, им не страшно. Они могут заблокировать вход в Крым и прикрыться от украинских военных. А вот если они начнут бежать, а когда паника начинается, все бросают и бегут, то за этими бегущими россиянами украинские войска тоже могут переправиться через Днепр. И чтобы отсечь украинские войска (особенно когда они начнут переправляться), россияне могут взорвать Каховскую плотину и отрезать наступающих волной.

— Какой вариант вам кажется более вероятным — управляемый или неуправляемый отход?

— Они уже начали уходить: несколько дней назад они объявили об эвакуации с правого берега на левый. Вроде как для гражданских. Но [самом деле] это медийное прикрытие переброски войск, чтобы по ним не стреляли. Им надо вывезти на левый берег военнослужащих — это 20–25 тысяч человек, и сразу организовать переброску сложно. Тем более, для этого есть всего два пути — Антоновский мост в районе Херсона и мост на Каховской ГЭС в районе Берислава. А еще нужно вывезти коллаборантов, оккупационные власти — сотрудников МВД, КГБ, прокуроров, судей, учителей, которых они понавозили. И мы получаем тысяч 50.

Например, ночью в четверг [во время эвакуации] шла довольно-таки мощная колонна, и ее накрыли HIMARS’ами. Эту переправу уничтожили вместе с военными, и россияне начали кричать, что украинцы убивают гражданских. Но у них в 22:00 начало комендантского часа, то есть там гражданских быть не могло, просто они хотят заставить украинцев не бить по военным. Это так называемая ИПСО — информационно-психологическая операция.

Как только они начали вещать «мы будем эвакуировать местное население», сразу стало понятно — будут бежать. Кому из них нужно местное население? Кто-то из них о нем когда-нибудь беспокоился? А украинские военные будут бить, потому что их [российских военных] нельзя выпустить с правого берега. Если им дать переправиться, они потом вылезут где-то в Бахмуте, под Киевом или в Харькове — это два корпуса практически. Поэтому украинцы будут уничтожать противника на переправах — это война, по-другому там не бывает.

Чего еще боятся россияне: если не взорвать плотину и украинские войска перейдут по ней на левый берег, то это уже Новая Каховка. Тогда украинцы берут в клещи Энергодар, Запорожскую АЭС и с двух сторон выходят на Мелитополь. Тогда у россиян вообще весь южный фронт сыпется. Поэтому я даю процентов 70–75, что они плотину все-таки подорвут. С военной точки зрения это очень выгодно. Что бы я сделал, если бы мне поставили задачу выполнить прикрытие Крыма? Я бы подорвал плотину, сто процентов. Это правильный военный ход, почему его все и обсуждают.

Роман Свитан

Кадр YouTube-канала Freedom

— Какими будут последствия этого взрыва?

— Херсон не затопит — он стоит на правом высоком берегу. Вода пойдет вниз, в сторону Крыма, затопляя левую сторону. Там особо крупных населенных пунктов нет. Зона подтопления составит до 40 км по ширине, а высота волны будет до 5–7 метров, то есть — стена воды. Конечно, пока она будет идти, она будет опускаться. До попадания в Черное море она будет идти часа 2–2,5. Все села будут подтоплены, но не сметены. То есть ударной волны как таковой не будет. Наверное, в селах будут подтоплены первые этажи домов. Не очень сильный удар по местному населению — оно выживет, но вода угробит практически все [остальное].

При этом если вода сойдет с Каховского водохранилища, то засушится второй, внешний контур Запорожской АЭС, потому что он запитан на Каховское водохранилище. И если воды не станет в охлаждающем внешнем контуре — это не сильно хорошо, если честно. Ну понятно, что АЭС не взорвется, потому что у нее есть еще первый контур и там потушат реакторы, поставят стержни на холодный режим, они охладятся. Но запустить атомную станцию после этого будет практически невозможно. Во всяком случае, пока не восстановят гидроэлектростанцию.