Заседание Всемирного русского народного собора

Заседание Всемирного русского народного собора

Фото: официальный сайт Московской патриархии

25 октября в Москве прошел 24-й Всемирный русский народный собор, который назывался «Православие и мир в XXI веке». Это ежегодное мероприятие посвящено актуальным проблемам православия, в современной истории России оно впервые прошло на фоне полномасштабной войны. Патриарх Кирилл в своем докладе заявил, что Россия сейчас борется с «мироправителями тьмы», в том же духе (о «сатанизации» Запада, сражении «ангелов и демонов») высказывались другие участники пленарного заседания. Еще глава РПЦ жаловался на трансгуманизм, секуляризм и глобализацию, но ничего не сказал о печальных последствиях вторжения России в Украину. Подробнее об этом — в материале Republic.

Свой доклад глава РПЦ начал с рассуждений об исторических традициях, «удар по которым — это всегда удар по самобытности, по ценностям народа». Затем плавно перешел к тому, что человечество в 21-м веке не готово следовать по «пути жизни». Налицо — глобальная опасность ядерной катастрофы, создание систем, способных «умножить вооруженные столкновения», истощение природных ресурсов и загрязнение среды обитания, возникновение новых инфекций, погружение людей в виртуальный мир и так далее. Особенно патриарха беспокоит технический прогресс, который, как он выразился, преподносит «новые вызовы», связанные с воздействием на человеческую природу и человеческую личность.

Патриарх остановился на трансгуманизме (это философское движение, считающее, что с помощью научно-технического прогресса удастся добиться фундаментальных изменений в человеке: значительно увеличить его умственные и физические возможности, ликвидировать старение, достичь бессмертия, в том числе путем переноса человеческого сознания за пределы биологического тела — прим. ред.). Глава РПЦ озвучил некоторые подробности этой теории и заострил внимание на теоретической возможности транзита сознания человека «на иную материальную платформу».

«Звучит как фантастика, но это учение опасно и неприемлемо <…> По сути, это радикально новое учение, предлагающее и, я бы даже сказал, агрессивно продавливающее принципиально иной взгляд на человека и отрицающее те антропологические представления, которые существовали на протяжении тысячелетий <…> Это движение нацеливает общество на создание суррогата человека, способного, в конечном счете, полностью подменить собой подлинного человека. При этом сама связь этого техногенного андроида со своим прообразом условна. По сути, эта идеология подталкивает к системной замене человеческой личности искусственным интеллектом. Мы в самом начале пути, но путь уже начался», — заявил глава РПЦ и добавил, что вопрос о природе человека и его личности — это вопрос не технический, а «проблема глобального мировоззренческого порядка».

Еще один злободневный вопрос, волнующий патриарха, — это секуляризм (концепция о снижении роли религии в обществе, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий, то есть идти к светской модели общественного устройства — прим. ред.). Он напомнил, что секулярные идеи активно навязываются западной культурой, апеллируют «к авторитету научного знания», в результате религию могут загнать в «гетто», а в конечном счете вовсе вывести за пределы общества.

«По опыту мы знаем, что религия в секулярном обществе преподносилась как атрибут отсталости, мешающий прогрессу, из этого делались выводы о необходимости преодоления ее как пережитка прошлого, и особенно ярко это проявилось в коммунистической идеологии. Другим способом противостояния религии была попытка отвести ей как можно более скромное место в сфере субъективных психологических переживаний каждого отдельного человека. Наивные, на первый взгляд, рассуждения, которые сегодня часто приходится слышать, о том, что «вера в Бога должна быть в душе», есть не что иное, как плоды секулярной идеи, возросшие на почве стремления изъять религию из общественной жизни: веруй, если хочешь, в кого угодно и как угодно, но вне всякого влияния на общественную жизнь, которая должна быть свободна от религиозности как таковой», — поделился знаниями патриарх.

По его мнению, идеология секуляризма в конечном счете упраздняет границы между истиной и ложью, добром и злом, и на определенном этапе заставляет общество признать грех добродетелью. В качестве примеров он привел факты признания брачного статуса за гомосексуальными парами и введение в систему медицины практики эвтаназии.

«Будущее человечества напрямую зависит от того, чтó оно выберет: традиционные ценности и духовный опыт множества поколений, отраженный в культурной матрице, или же секулярный универсализм Нового времени, основанный на потакании человеческим страстям», — резюмировал он.

Третьей большой темой доклада патриарха стала глобализация и движущие ей рыночные механизмы. Было отмечено, что в эпоху глобализации выгоду чаще всего имеют только богатые страны, которые продают в «периферийные» государства свои технологии, продукты, высокотехнологичные товары и интеллектуальные ресурсы, защищают свою монополию и в итоге это приводит к «еще большему расслоению народов, еще большей дистанции между богатыми и бедными», «отчуждению людей друг от друга, распаду семей и пандемиям одиночества». Согласно логике Кирилла, Россия сейчас борется против однополярного мира, а тот представляет собой проявление глобализма, который в итоге может привести к появлению «некто, кто будет претендовать на глобальную власть и с именем которого будет связан конец света» (видимо, речь про Антихриста — прим. ред.).

Глава РПЦ заявил, что все глобалистские проекты направлены против института семьи, любых исторических общностей, в первую очередь национальных и религиозных. Поэтому, добавил Кирилл, в качестве глобалистского инструмента широко используется борьба всевозможных меньшинств против большинства.

«От того, насколько мы будем верны заветам своих отцов, преданы непреходящим духовным и нравственным ценностям, во многом зависит будущее нашей страны, народа, а в глобальном плане, думаю, и будущее человеческой цивилизации. Потому что даже победа над глобализмом в отдельно взятой стране не будет иметь существенного значения для всего мира, хотя и будет важной. Другими словами, наша борьба не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века всего, духов злобы поднебесных», — заявил глава РПЦ.

В заключительном слове патриарх Кирилл призвал изменить список основных ценностей в Стратегии национальной безопасности России, которую в 2021 году утвердил Владимир Путин. В ней в качестве основного приоритета указано сбережение народа России. Защита традиционных ценностей названа стратегическим приоритетом страны, а понятие «фундаментальные ценности» приводится со ссылкой на российскую Конституцию, где высшей ценностью названы человек, его права и свободы. Традиционными ценностями, согласно стратегии, считаются жизнь, патриотизм, служение Отечеству, семья, труд, приоритет духовного над материальным и другие.

Глава РПЦ подверг сомнению набор прописанных постулатов этого документа. Он считает, что в него нужно еще включить такие понятия, как «вера», «любовь к Отечеству» и «жертвенность».

«В Стратегии нацбезопасности предпринята попытка описать некую систему ценностей. Процитирую: «традиционные ценности — это жизнь…» <…> А дальше у нас идет заимствование из западноевропейской философии: «достоинство, права и свободы человека». Все это хорошо, никто сейчас не отрицает ни права, ни достоинства человека. Но можно ли их ставить сразу после «жизни»? — задался вопросом патриарх. — Разве до этих гуманистических идей, которые возникли в контексте западноевропейского развития в достаточно позднее время, не было никаких ценностей? А вера? А любовь к Отечеству? А жертвенность, без которой вообще немыслима наша история? <…> Наше благополучие зиждется на жертвах предыдущих поколений <…> Мы наслаждаемся благами, полученными благодаря великому подвигу нашего народа <…>Есть еще о чем думать и о чем говорить, в том числе с теми, кто не вполне с нами согласен. В Стратегию должны войти эти вечные ценности, которые не обусловлены политическим контекстом».

В тот же день на пленарном заседании Собора выступил провластный философ Александр Дугин. Он, в частности, заявил, что мы стали свидетелями сражения «ангелов и демонов», где поле битвы — Украина. По его словам, с одной стороны — «святая Русь, а против нас силы абсолютного мирового исторического зла, поэтому мы все чаще говорим о конце времен, Армагеддоне». «Западная цивилизация обладает сатанинским характером. Идея Запада — это абсолютная ложь, переворачивание истинных пропорций ума», — считает он.

Эту же мысль на Соборе транслировал замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко, который поведал о «сражении за всех русских людей, сражении за Отечество и русский мир». Среди других выступавших были глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Денис Пушилин, руководители «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», председатели различных комитетов Госдумы, депутаты, ученые, политологи, представители различных конфессий.

Геннадий Зюганов решил называть вещи своими именами. Он отметил, что «специальная военная операция» в Украине «переросла в реальную войну», но русским не привыкать: «из тысячи лет своей истории наше государство было вынуждено провести почти 700 лет в боях и походах, защищая свою веру, свой язык, свою культуру, свою свободу и независимость».

После Собора глава Чечни Рамзан Кадыров призвал мусульман на джихад против Запада. Он тоже назвал тех, кто действует против России, сатанистами. Не остался в стороне помощник секретаря Совета Безопасности Алексей Павлов. Он сказал, что Украина с 2014 года в результате западных «манипуляций и политтехнологий» превратилась в «тоталитарную гиперсекту» с «неоязыческими культами», украинцы отказались от православных ценностей и поэтому нужно провести «десатанизацию», «или, как метко выразился Кадыров, добиться полной дешайтанизации Украины».