Картину «Спаситель мира», которую приписывают Леонардо да Винчи, последний раз видели в 2017 году — на предаукционной выставке дома Chistie's. После продажи за рекордные $450 млн ее точное местонахождение остается неизвестным

Картину «Спаситель мира», которую приписывают Леонардо да Винчи, последний раз видели в 2017 году — на предаукционной выставке дома Chistie's. После продажи за рекордные $450 млн ее точное местонахождение остается неизвестным

Ray Tang / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Известный британский историк искусства Мартин Кемп из Оксфорда рассказал об интригующем приглашении из Эр-Рияда посетить Саудовскую Аравию. Кемпа зовут осмотреть картину «Спаситель мира», приписываемую Леонардо да Винчи. Ее купил на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2017 году министр культуры Саудовской Аравии Бадр бен Абдулла за ошеломительные $450,3 млн. Сумма, конечно, впечатляет. Особенно если знать, что один из прежних владельцев приобрел ее в 2005 году в Новом Орлеане всего за $1175. Картина была сильно закрашена, поэтому уже тогда появилось подозрение, что это не оригинальное полотно Леонардо, а копия его учеников.

После нью-йоркского аукциона пятилетней давности это небольшое полотно размером 65 сантиметров с изображением Иисуса Христа выше пояса с хрустальным шаром (державой) в левой руке и правой рукой, приподнятой в жесте благословения, никто не видел. В 2019 году организаторы большой выставки в Лувре, посвященной творчеству Леонардо, хотели выставить «Спасителя», которого иногда называют мужским вариантом «Моны Лизы», рядом с «Моной». Однако после того, как саудовцы отказались показывать картину экспертам музея для подтверждения ее подлинности, переговоры были прерваны.

По наиболее распространенной версии Бадр бен Абдулла действовал в Нью-Йорке по распоряжению наследного принца Саудовской Аравии принца Мухаммеда бен Салмана аль Сауда, премьер-министра и фактического правителя при больном отце-короле самого крупного арабского королевства планеты. После нью-йоркского аукциона полотно, похоже, находится под замком или на яхте кронпринца, которого часто называют по первым буквам имени «МБС», или в одном из его многочисленных дворцов и замков. Cам принц Мухаммед ни разу не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что картина да Винчи сейчас находится у него.

«У меня есть информация, что она действительно сейчас принадлежит Мухаммеду бен Салману, — подтвердил Мартин Кемп, — но дать стопроцентной гарантии в ее подлинности я не могу».

Кемпа пригласили в Эр-Рияд не только потому, что он — один из самых авторитетных историков искусства на планете и большой специалист по да Винчи. В свое время именно Кемп сыграл главную роль в установлении авторства «Спасителя». Впрочем, несмотря на это многие эксперты и сейчас сомневаются в принадлежности картины Леонардо да Винчи.

https://www.youtube.com/watch?v=j0lXLGgQjYY

Кемп рассказал Times, что сначала не хотел ехать в Саудовскую Аравию по причине не самой лучшей, мягко говоря, репутации королевства в отношении соблюдения прав человека и, как он туманно выразился, «определенного участия секретных служб», но потом передумал. Если после его поездки и осмотра «Спасителя» полотно вновь выставят на всеобщее обозрение в строящейся в Эр-Рияде картинной галерее, то он готов отправиться в путь. По информации Кемпа, галерея может открыться в 2024 году.

Высокое искусство уже давно ассоциируется с деньгами. Причем с деньгами очень большими.

Создание шедевров Леонардо да Винчи щедро оплачивало семейство Медичи. Эта семья так же, как и Сауды, прекрасно понимала политическую силу культуры в целом и живописи в частности.