Maj. Joseph Bush/Keystone Press Agency/Global Look Press
Решение Владимира Путина начать широкомасштабную войну против Украины запустило неконтролируемые процессы, проявившиеся в нарастающей лавине военных и политических конфликтов в странах Европы и северной Евразии. Если раньше путинский режим фокусировался на добыче нефти и газа из недр континента, то теперь на-гора достаются наслоения старых войн и недавних конфликтов. Конфликтов, с чьим наследием так и не справились политики и граждане стран, вовлеченных в проект общего Европейского дома от Лиссабона (или Дублина) до Владивостока.
Российское вторжение в Украину запустило цепную реакцию, разрушающую систему политической экологии, сдерживавшую международные и внутриполитические конфликты. Именно поэтому в конце 2022 года перед нами распадающееся на фрагменты и активно милитаризирующееся пространство, которое всего тридцать лет тому назад обещало стать регионом мира и сотрудничества Большой Европы.
Милитаризм — образ мышления и способ действий, основанные на восприятии военных целей и средств как политической и социально-экономической нормы, похоже, стал духом нашего времени, радикально изменившим понимание народов северной части Старого Света своей географии и недавней истории.
Война, которую российское правительство развязало на территории Украины, стала источником общеевропейской токсичной милитаризации. Война в Украине идет уже девятый год, но российское массированное вторжение в феврале 2022 года стало шагом, уничтожившим остатки международного порядка в нашем регионе. Именно в этом году зона военных действий в Украине стала эпицентром реконфигурации региона. Европа и северная Евразия теперь поделены по степени вовлеченности в войну и влияния этой войны на все сферы деятельности и мышления народов нашего региона.
В нашей политической географии страны и их части делятся по принадлежности к трем лимбам милитаристского ада. В первом круге война, развязанная в Украине и против Украины, постепенно заходит на территории соседних стран. Во втором кольце — страны, в которых оттаивают замороженные разногласия, а тлевшие конфликты разгораются с новой силой. Страны же третьего лимба, реагируя на ситуацию углубляющегося, расширяющегося и все более затягивающегося противостояния между Россией и Западом, вошли в кошмарные воды, кишащие подзабытыми или доселе неизвестными политическими и социально-экономическими бестиями.