imdb.com
Роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» сначала печатался главами в берлинской газете Vossische Zeitung, куда текст взяли без радости — издатели считали, что тема окопов Первой мировой не заинтересует читателя. Однако с началом публикации романа тираж газеты взлетел в несколько раз. В 1929 году роман вышел отдельной книгой, причем издатель внес в договор пункт, согласно которому Ремарк обязуется покрыть расходы на публикацию в случае коммерческого провала — в успех не верили.
А успех был грандиозным и неожиданным. До этого Ремарку отказало два крупнейших немецких издательства, руководители которых, настоящие монстры издательского дела, не разглядели плывущей им в руки удачи. Издатели были уверены, что через десять лет после окончания этой жуткой войны, в которой Германия потерпела поражение, никому не захочется читать про смерти, грязь, предательства, кровь. С каким отчаянием они потом кусали себе локти — даже представить трудно.
Моментально, сразу по выходе романа, книгой заинтересовались кинематографисты. Молодой и очень бойкий Льюис Майлстоун запустил экранизацию, впоследствии принесшую ему «Оскара» за режиссуру. Вряд ли он мог предполагать, что даже в условиях относительно демократичной Веймарской республики у фильма возникнут серьезные проблемы в части цензуры. А они возникли сразу.
На первый же сеанс явился секретарь столичного горкома НСДАП Йозеф Геббельс. Его сопровождали несколько депутатов парламента и двести штурмовиков. Показ был сорван. Потом эта же компания приходила на следующие сеансы, Геббельс обратился к Гинденбургу с требованием запретить фильм, очерняющий доблестную германскую армию и оскорбляющую ветеранов, и мягкотелый старичок Гинденбург выполнил требование.
Через три года эта компания придет к власти. Чем все закончится — мир хорошо знает.
Фильм Майлстоуна — безусловно, один из лучших фильмов о войне за всю историю мирового кино.