Русско-японская война считается одним из переломных моментов российской истории. Бытует мнение, что именно поражение в этой войне привело к революции 1905 года и во многом способствовало успеху Февральской революции и скорому краху трехсотлетней Российской империи. Так это или не так, наверняка сказать не сможет практически никто.
Можно по-разному оценивать действия России перед войной, но нельзя не признать, что началась эта история с фактического захвата «по праву сильного» части чужой территории — Ляодунского полуострова. Но, как это нередко бывает, против силы нашлась другая сила — и Россия проиграла войну, лишилась флота на Дальнем Востоке, потеряла свои территории в Корее и принесла в жертву десятки тысяч человек убитыми и ранеными.
Любое такое масштабное поражение приводит к поиску виновных. Вот и в этом случае их искали долго и с огромным усердием. Были суды над адмиралом Рожественским, проигравшим Цусиму, и генералом Стесселем, сдавшим Порт-Артур. Были статьи и книги, в том числе написанные командующим сухопутными войсками генералом Куропаткиным. Тем не менее, вопросы остаются, и регулярно возникают споры как о причинах войны, так и о возможности России ее выиграть. Не случайно одной из популярных тем в жанре альтернативной истории стало «переигрывание» русско-японской войны.
Поскольку тема эта заслуживает многих увесистых томов, я затрону всего один вопрос, хотя и довольно важный — роль железнодорожных перевозок в войне, которая происходила на огромном расстоянии от столицы. Об этом тоже написано немало, но я обращусь к источнику, который, пожалуй, наиболее ценен — к воспоминаниям людей, дневниковым записям, которые они вели, а также к отчетам и железнодорожной статистике.