Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило книгу почетного профессора университета Северного Иллинойса, лауреата Премии Хелдта в номинации Best Book in Women’s Studies Кристин Воробец «Одержимые: Женщины, ведьмы и демоны в царской России».
Одержимость бесами — это не только сюжетная завязка классических хорроров, но и вполне распространенная реалия жизни русской деревни XIX века. Монография Кристин Воробец рассматривает феномен кликушества как социальное и культурное явление с широким спектром значений, которыми наделяли его различные группы российского общества. Автор исследует поведение кликуш с разных точек зрения в диапазоне от народного православия и светского рационализма до литературных практик, особенно важных для русской культуры.
Феномен кликушества не был мимолетным явлением в истории России. Оно появилось еще в XI веке, но стало обычным явлением только к XVI-XVII векам. С XVIII по начало XX века изучение одержимости бесами все больше концентрировалось на женщинах, почти исключительно крестьянках. Выражая свою боль и страдание, эти женщины периодически привлекали внимание лиц, пользующихся преимуществами образования. Государственные чиновники, священнослужители, профессионалы и интеллектуалы-любители, сочувствующие или не сочувствующие, фиксировали бедственное положение жертв одержимости и их ритуальное поведение. Загнанная в подполье советским режимом, одержимость демонами среди женщин стала вновь заметной в России, которая, защищая свободу самовыражения, повысила уровень экономической и социальной тревожности. Сообщения о чудесных исцелениях во вновь открытых монастырях легитимизируют возрождение религиозных верований, а оглушительные вопли одержимых прерывают те самые церковные службы, которые в течение семидесяти лет советского режима были прерогативой все более сокращающихся групп прихожан, главным образом пожилых женщин. Опасаясь, что эти беспорядки могут вызвать стихийные волнения, летом 1993 года Патриарх Московский и всея Руси запретил кликушам посещать основные службы в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде и направил их в другие, менее публичные места в монастыре для духовного руководства и помощи.
В условиях высокой грамотности постсоветского общества как объяснить возрождение явления, которое, по мнению образованных людей XIX-XX веков, можно было искоренить просвещением? Читатели все еще могут задаваться вопросом, является ли кликушество отдельной патологией, психическим расстройством, свойственным российскому обществу, или, быть может, следствием чисто биологических факторов. Чтобы глубже вникнуть в природу явления и проблему причинно-следственных связей, необходимо изучить возрастные, половые и семейные профили кликуш, а также происходившее с ними в прошлом. Это требует отказа от патологических и биологических объяснений одержимости бесами в пользу вывода о том, что этот феномен представляет собой социокультурное явление, позволяющее социальным акторам — в данном случае, более слабым членам общества — снять стресс и приспособиться к своим эмоциям и жизненным обстоятельствам.