Здание министерства финансов РФ, Москва

Здание министерства финансов РФ, Москва

Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Есть такая популярная ирландская песенка «Что нам делать с пьяным матросом». В ней поющие долго придумывают различные варианты, но так и не находят подходящего. Примерно то же самое происходит и с российской пенсионной системой: ее регулярно реформируют, но в результате — ни достойных пенсий, ни надежд на таковые в будущем.

И вот опять, вы не поверите, Минфин пообещал внести в правительство до 30 декабря законопроект о новой пенсионной реформе. На этот раз речь идет лишь о накопительной части пенсии, которая заморожена с 2014 года. Заморозка выглядит так: вы продолжаете платить взносы, но они идут не на ваш накопительный счет, а на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Собственно, именно заморозка, а еще повышение пенсионного возраста, и позволили продолжать индексацию пенсий — хотя все равно ниже уровня инфляции и с отказом индексировать пенсии работающим пенсионерам.

Помогло, впрочем, не сильно: индекс активного долголетия, который рассчитывает ВШЭ, с 2010 по 2019 год вырос всего лишь с 29% до 29,5%. По итогам 2019 года Россия заняла по этому показателю предпоследнее место из 29 стран, обогнав только Грецию, которая в то время выкарабкивалась из неимоверных долгов. Российские чиновники любят гордиться тем, что страна никому не должна, но если судить по этому показателю, то кое-кому российская власть все же задолжала, и сильно.