В уникальной книге научной журналистки Венди Уильямс рассказывается о тайнах бабочек, этих «порхающих цветов» — существ куда более умных и выносливых, чем мы привыкли думать.
Книга «Язык бабочек. Как воры, коллекционеры и ученые раскрыли секреты самых красивых насекомых в мире» вышла в издательстве «Альпина нон фикшн». С любезного разрешения издательства публикуем главу «Пароксизмы восторга».
Глаза бабочек удивительные: они почти так же разнообразны, как и цвета их крылышек.
Красть бабочек никогда не прекращали. Даже сейчас, в XXI в., этот промысел жив и фигурирует в новостных заголовках по всему миру. В National Geographic за август 2018 г. была статья о контрабанде бабочек: «По всей планете происходит торговля бабочками — как законная, так и нет».
В статье идет речь о ловце бабочек, который, подобно викторианцам прошлых времен, с риском для жизни карабкался на высокие утесы, чтобы поймать чешуекрылых, за которых в наши дни можно выручить тысячи долларов. Страсть людей к бабочкам столь сильна, а бизнес этот столь прибылен, что есть люди, которые продолжают собирать бабочек, невзирая на международные запреты на торговлю некоторыми их видами. Один ученый из Лас-Вегаса как-то раз с загадочным видом пригласил меня в комнатку в глубине дома. Отпер дверь с кодовым замком. И показал мне ящик за ящиком множество наколотых на булавки бабочек, каждая прекраснее предыдущей. Владеть многими из них было незаконно.
В 2007 г. Хисаёси Кодзима, называвший себя «самым разыскиваемым в мире контрабандистом бабочек», был осужден по обвинению в торговле на черном рынке, когда попытался продать федеральному агенту США коллекцию бабочек стоимостью в четверть миллиона долларов. И отправился в тюрьму. Но я не удивлюсь, если окажется, что он продолжает торговать и коллекционировать. Призраки мрачного старика Германа Штреккера!
Или Ротшильдов — лорда Уолтера и Мириам. Бейтса и Уоллеса, а заодно и всех лепидоптерологов, которые сотнями лет попадали в тенета чарующих оттенков крыльев бабочек. Подобно Марии Мериан, некоторые не могут устоять перед бабочками.
Эта страсть врожденная, встроенная в сложные информационные пути, проходящие в мозгу человека.