А. Интезаров, Н. Соколов, плакат 1952 года

А. Интезаров, Н. Соколов, плакат 1952 года

1 декабря 2022 года в силу вступает принятый в июле закон N255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». «Власть» подробно обсуждала его еще в апреле, когда он на стадии проекта был внесен в Госдуму. И вот, его время пришло, через несколько дней этот дискриминационный закон начнет работать.

Нам только кажется, что происходящее в России хаотично, на самом деле страна движется по заранее продуманному кем-то плану, который эти кто-то последовательно претворяют в жизнь. И закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» появился не сам по себе, он завершает длящийся 10 лет процесс создания в обществе касты неприкасаемых, бесправных и безответных, лишенных большинства неотъемлемых гражданских прав, которым приклеивают ярлык «иностранного агента». С 2012 года, со «второго пришествия» президента Путина, в разные федеральные законы вводились статьи об иностранных агентах, и, в конце концов, все они были объединены в «окончательный, настоящий, фактический» закон, в «броню», ограждающую власть от любого проявления свободомыслия, общественной активности, неподчинения воле правящей верхушки.

По этому закону каждый может получить ярлык «неприкасаемого», поражающий практически во всех гражданских правах, потому что он написан таким мутным, путанным, ничего не объясняющим языком, которым в совершенстве овладели за последние 20 лет кремлевские законотворцы. Все формулировки в законе размыты и включают в себя слова «и иные», «в иных», делающие их совершенно безразмерными и всеохватными.

Даже само название закона не несет в себе никакой конкретики, так как оно касается «лиц, находящихся под иностранным влиянием». Что этот закон понимает под «иностранным влиянием» написано в его 2 статье, это: «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами. Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах».

Поняли, о ком и о чем идет речь в этом федеральном законе? Ничего не поняли? Так и было задумано, чтобы боялись все.

Но какую-то конкретику мы все же попытаемся в этом законе найти, чтобы не совсем уж вслепую бояться.

Приказ ФСБ. Версия 2.0

В пункте 1 части 6 статьи 4 закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» говорится, что к видам деятельности, к которым применим этот Федеральный закон, относится: «целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности». Эта ссылка в тексте закона ведет на перечень, приведенный в приказе ФСБ, опубликованном 17 ноября 2022 года и вызвавшем большой ажиотаж в журналистском сообществе, решившем, что теперь писать и обсуждать в СМИ сведения, касающиеся армии, мобилизации, закупок для нужд армии, подготовки служащих, ВПК, космической промышленности и еще много чего, становится равноценным госизмене.

Глава Союза журналистов Владимир Соловьев (не путать с телеведущим, это два разных человека!), обеспокоенный этим обстоятельством, сообщил, что юристы правового центра СЖР изучают свежий приказ ФСБ, чтобы добиться более четкого толкования содержащихся в нем формулировок, а также что Союз журналистов намерен обсудить этот приказ с депутатами из комитета Госдумы по информационной политике.

Нам кажется, что намерения главы СЖР похвальны, но неосуществимы. Что бы ни увидели в тексте приказа юристы правового центра, какие бы рекомендации они ни дали, на правоприменительную практику это никак не повлияет, ведь юристы исходят из логики, которая должна быть в каждом законе, чтобы его практическое применение было единообразным, но и закон N255-ФЗ, и множество других законов и подзаконных актов, принятых в последние годы, специально написаны так, чтобы трактовать их во время следствия и суда можно было как угодно следствию и суду.

Ну, а к депутатам Госдумы обращаться за разъяснениями и вовсе бесполезно, они эти законы не пишут и не правят, а лишь голосуют за них так, как им велено. Не для того же их выбирают с помощью всевозможных хлопотных манипулятивных техник, от «каруселей» до электронного голосования с переголосованием, чтобы они в законах разбирались. Депутаты должны быть безупречны в плане послушания и единомыслия, чтобы служить примером для всего остального народонаселения нашей широкой страны. Так что будем разбираться без них.

Собственно говоря, этот перечень ФСБ уже второй, первый был опубликован 29 сентября 2021 года, в связи с поправками в законодательство, принятыми Госдумой и президентом Путиным в конце 2020 года. Тогда власти внесли еще одну статью в закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих свобод человека, прав и свобод граждан РФ» («закон Димы Яковлева»). В ней прописывались условия признания иностранными агентами физических лиц. Новый перечень, 2022 года, от него не сильно отличается. Он также содержит 60 пунктов, размещенных в двух разделах:

I. Сведения в области военной деятельности Российской Федерации, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну;

II. Сведения в области военно-технической деятельности Российской Федерации, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну.

Но некоторые изменения во втором перечне ФСБ появились и связаны они, прежде всего, с тем, что с 1 декабря 2022 года в силу вступает закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», и этот приказ, в отличие от предыдущего, осуществляет свое действие во исполнение именно этого нового закона.