Советский плакат, 1941 год.

Советский плакат, 1941 год.

Российская государственная библиотека / Wikipedia

В понедельник, 25 апреля, в Госдуму был внесен проект нового федерального закона, разработанный комиссией Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Название у него соответствующее: «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Как будто все то страшное и стыдное, что, — как мы наивно думали, — навсегда из жизни ушло, взяло да и вернулось.

«Ужесточать в геометрической прогрессии»

Закон этот должен объединить все законодательные акты об иностранных агентах, изданные за последние 10 лет, начиная с 2012 года, и рассыпанные по другим федеральным законам: «О некоммерческих организациях», «О средствах массовой информации», «Об общественных объединениях», «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». И не только объединить, а довести до логического конца. «Тогда [в 2012 году] была цель стигматизировать, а сейчас уже — уничтожить гражданское общество, да и просто активных неравнодушных людей», — комментирует законодательную инициативу депутатов эксперт по конституционному праву Григорий Вайпан.

В пояснительной записке к законопроекту эта задача формулируется более пространно:

«Законопроектом предусматривается консолидация и актуализация положений действующих законов, регулирующих статус иностранного агента.

Так, законопроект определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет), либо финансируют указанные виды деятельности.

Для информирования граждан Российской Федерации о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, предусматривается ведение реестра, содержащего также информацию о том, кто аффилирован с иностранными агентами.

Законопроектом помимо ранее закрепленных в законодательстве Российской Федерации ограничений для иностранных агентов предусматриваются также новые, имеющие особое значение, например, такие как запрет влияния иностранных агентов на детей в Российской Федерации. Иностранным агентам запрещено осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних, производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Также на иностранных агентов предлагается распространить ограничения, связанные с инвестированием в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

На самом деле запретов для «иностранных агентов» в проекте нового закона гораздо больше, они охватывают почти все сферы жизни человека и поражают его практически во всех гражданских правах. Причем, как заявил в интервью RTVI один из соавторов этого законопроекта депутат Андрей Луговой, «ни о каком смягчении законодательства об иностранных агентах даже речи быть не может. Мы, наоборот, его ужесточаем. И ко второму чтению лично я еще подумаю, каким образом можно его ужесточить… Мы теперь мягкотелость никакую проявлять не будем. И если бы вы меня спросили, с каким лозунгом должно дальше развиваться законодательство об иноагентах, я бы сказал так: ужесточать, ужесточать, ужесточать, да еще и в геометрической прогрессии».

Выдающийся коллектив

Мне бы хотелось подробнее остановиться на комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, ярким членом которой стал депутат Луговой. Она была создана в авральном порядке на внеочередном заседании Совета ГД в августе 2019 года. Причем депутатов, которых назначили в состав этой комиссии, отозвали из отпусков, для того чтобы работа была «начата незамедлительно».

Как заявил на том внеочередном заседании Совета ГД председатель Госдумы Вячеслав Володин, комиссия займется анализом и исследованием фактов «вмешательства иностранных государств в дела нашей страны». Выводы комиссии можно будет «озвучить в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ, ПАСЕ и также направить свои предложения ряду стран, которые этим не просто грешат, а цинично попирают наш суверенитет, пытаются вмешиваться в дела РФ, осуществляют действия, несовместимые ни с законом нашей страны, ни с международными правилами и нормами».

К чему была такая срочность при создании комиссии? Ничего эпохального тогда не произошло и, вроде бы, не должно было произойти. В первый состав комиссии под руководством Василия Пискарева вошли 12 депутатов из всех четырех фракций, заседавших в Госдуме VII созыва. Они исправно искали «факты иностранного вмешательства во внутренние дела страны» везде, куда могли дотянуться, и поучаствовали во внесении поправок «в законодательство, в соответствии с которыми статус иноагента присваивается не только иностранным СМИ, но и физическим лицам» (подробнее о деятельности этой комиссии можно прочесть здесь).