
Советский плакат, 1941 год.
Российская государственная библиотека / Wikipedia
В понедельник, 25 апреля, в Госдуму был внесен проект нового федерального закона, разработанный комиссией Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Название у него соответствующее: «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Как будто все то страшное и стыдное, что, — как мы наивно думали, — навсегда из жизни ушло, взяло да и вернулось.
«Ужесточать в геометрической прогрессии»
Закон этот должен объединить все законодательные акты об иностранных агентах, изданные за последние 10 лет, начиная с 2012 года, и рассыпанные по другим федеральным законам: «О некоммерческих организациях», «О средствах массовой информации», «Об общественных объединениях», «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». И не только объединить, а довести до логического конца. «Тогда [в 2012 году] была цель стигматизировать, а сейчас уже — уничтожить гражданское общество, да и просто активных неравнодушных людей», — комментирует законодательную инициативу депутатов эксперт по конституционному праву Григорий Вайпан.
В пояснительной записке к законопроекту эта задача формулируется более пространно:
«Законопроектом предусматривается консолидация и актуализация положений действующих законов, регулирующих статус иностранного агента.
Так, законопроект определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет), либо финансируют указанные виды деятельности.
Для информирования граждан Российской Федерации о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, предусматривается ведение реестра, содержащего также информацию о том, кто аффилирован с иностранными агентами.
Законопроектом помимо ранее закрепленных в законодательстве Российской Федерации ограничений для иностранных агентов предусматриваются также новые, имеющие особое значение, например, такие как запрет влияния иностранных агентов на детей в Российской Федерации. Иностранным агентам запрещено осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних, производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Также на иностранных агентов предлагается распространить ограничения, связанные с инвестированием в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
На самом деле запретов для «иностранных агентов» в проекте нового закона гораздо больше, они охватывают почти все сферы жизни человека и поражают его практически во всех гражданских правах. Причем, как заявил в интервью RTVI один из соавторов этого законопроекта депутат Андрей Луговой, «ни о каком смягчении законодательства об иностранных агентах даже речи быть не может. Мы, наоборот, его ужесточаем. И ко второму чтению лично я еще подумаю, каким образом можно его ужесточить… Мы теперь мягкотелость никакую проявлять не будем. И если бы вы меня спросили, с каким лозунгом должно дальше развиваться законодательство об иноагентах, я бы сказал так: ужесточать, ужесточать, ужесточать, да еще и в геометрической прогрессии».
Выдающийся коллектив
Мне бы хотелось подробнее остановиться на комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, ярким членом которой стал депутат Луговой. Она была создана в авральном порядке на внеочередном заседании Совета ГД в августе 2019 года. Причем депутатов, которых назначили в состав этой комиссии, отозвали из отпусков, для того чтобы работа была «начата незамедлительно».
Как заявил на том внеочередном заседании Совета ГД председатель Госдумы Вячеслав Володин, комиссия займется анализом и исследованием фактов «вмешательства иностранных государств в дела нашей страны». Выводы комиссии можно будет «озвучить в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ, ПАСЕ и также направить свои предложения ряду стран, которые этим не просто грешат, а цинично попирают наш суверенитет, пытаются вмешиваться в дела РФ, осуществляют действия, несовместимые ни с законом нашей страны, ни с международными правилами и нормами».
К чему была такая срочность при создании комиссии? Ничего эпохального тогда не произошло и, вроде бы, не должно было произойти. В первый состав комиссии под руководством Василия Пискарева вошли 12 депутатов из всех четырех фракций, заседавших в Госдуме VII созыва. Они исправно искали «факты иностранного вмешательства во внутренние дела страны» везде, куда могли дотянуться, и поучаствовали во внесении поправок «в законодательство, в соответствии с которыми статус иноагента присваивается не только иностранным СМИ, но и физическим лицам» (подробнее о деятельности этой комиссии можно прочесть здесь).
«иностранным агентом МОЖЕТ быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо [...] если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и [...] распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения [...]»
Может быть признано, а вовсе не обязано! На самом деле, все обращают внимание на «иностранное влияние», что может трактоваться как угодно, но ведь это здесь даже не самое существенное. Закон вовсе не устанавливает обязанности государственных органов рыскать по всей стране в поисках тех, кто попал под «влияние».
По существу, к собственно иностранному финансированию или «влиянию» это уже не имеет никакого отношения, это просто вводящая в заблуждение формулировка, оставшаяся от прежних времён. Точнее было бы говорить просто о «врагах». Закон наделяет государственные органы ПРАВОМ объявить «врагом» любого гражданина любой страны мира или любую организацию, и далее определяет ущемлённое правовое положение этих «врагов». Конкретные детали, как именно их будут ущемлять, тоже сейчас не очень важны; может быть, по ходу обсуждение в ГД закон даже «смягчат», например, разрешат всё-таки «агентам» воспитывать собственных детей. Почему нет?
Важен сам подход: в стране вполне официально появляются «граждане второго сорта», которые не совершили никакого преступления, но которые признаны таковыми чисто политическим решением властей (ну то есть вернее закон подгоняется к уже де-факто сложившемуся положению вещей). Ну а дальше можно долго, с удовольствием и с изощренным садизмом, постепенно, принимать один за другим законы, которые этих граждан лишат ещё каких-нибудь прав. Можно даже будет иногда откатывать назад, давать «послабления», чтобы потом в момент очередного кризиса опять спустить с цепи дежурных овчарок ГосДуры типа того же Лугового.
Через какое-то время, когда все уже немного попривыкнут к этой дикой ситуации, можно будет разнообразить подход. Например, разделить «агентов» на несколько категорий, и издевательски предлагать перевод в более лёгкую категорию тем, кто готов будет публично раскаяться или хотя бы больше не высовываться.
Представляете, какие заманчивые перспективы открываются!
Вопрос конечно остаётся тот же, как это дорогие россияне позволили довести свою страну до ТАКОГО за 30 лет «реформ». Но на этот вопрос нам всем ещё долго предстоит искать ответ...
Точно сказано - истерика власти. И формулировка - «под иностранным влиянием» - очень интересная , с точки зрения ее безграничности. Например, возьмём товарища Андрея Лугового. Этот депутат однозначно находится под иностранным влиянием , при чем влиянием Великобритании , где в отношении него осуществляется уголовное расследование. А Луговой, находится под колпаком и влиянием официальных органов Великобритании, так как зависит от них в части результатов расследования , они могут , в зависимости от него , накладывать различные ограничения и снимать их , чем вызывать стимулирующее воздействие на Андрея Лугового, тем самым подталкивая его к тем или иным действиям.
возьмем товарища Пискарева. Товарищ Пискарев, без сомнения , находится под враждебным иностранным влиянием. Его деятельность, как депутата, направлена на подрыв и умаление конституционных прав граждан России в интересах иностранных держав, которые заинтересованы в ослаблении и деградации нашего государства. Руководствуясь интересами иностранных враждебных сил, товарищ Пискарев регулярно , используя своё служебное положения , вносил законодательные инициативы , прямо противоречащие конституции РФ и направленные на подрыв основ Конституционного строя России , в первую очередь части 1 . Иностранные враждебные силы , имеющие возможность влиять на Владимира Соловьева, который материально зависим от Италии - страны входящей в НАТО, выполняя заказ своих иностранных заказчиков и пользуясь своими возможностями журналиста , занимается распространением ненависти и злобы в российском обществе , направленном на разжигание войны и на раскол в обществе, тем самым ослабляя гражданского общество России и стимулируя в нем раскол и рост протестных настроений.……….
Это только примеры , как этот закон можно развернуть против самих авторов . Обидно другое -……… дебилы блять, дебилы, конченные дебилы управляют страной и разрушают ее на радость ее врагам.
Чудовищный закон! Фактически запрещено все, так как влияние определить невозможно.
Страна вечной друг друга истребляющей фашни. Постоянные пятые колонны, заговоры, кольцо врагов снаружи, либерасты внутри... Настоящая русская культура -- именно это, а не та яркая обёртка из дягилевых и пушкиных, про которую все обычно думают.
Страна вечнозеленых помидоров.