
Севастопольское отделение банка «Россия», в числе владельцев которого друзья Владимира Путина Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко. Фото: ЕршовКВН / Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/
Недавно мне пришлось услышать удивительное суждение: «Надо или давать воровать всем, или не давать никому». Это говорил человек, раздраженный крайней несправедливостью, коррупцией, беззаконием и неравенством. Но кроме того, этот человек следовал логике философа Томаса Гоббса: люди, считающие себя свободными и равными, должны получить социальные условия, которые соответствуют этому их нормативному представлению о природе человека. Сделать это можно двумя путями: предоставить всем неограниченную свободу в осуществлении своих целей завоевания жизненных благ или ограничить свободу, так, чтобы каждому был гарантирован некоторый объем свободы, позволяющий осуществить свободу всех. Если второе не удается, придется вернуться к первому. В первом случае мы получаем «природное состояние», «войну каждого против каждого», когда жизнь становится «опасной, жестокой и короткой» (Гоббс). Во втором случае мы получаем государство, которое, хотя и является предсказуемо жестким, позволяет каждому улучшать свое благосостояние в рамках законов, которые мы утверждаем как справедливые. Существует, однако, значительная «серая зона» между этими крайностями. Законы могут не быть выражением равенства и свободы, а, напротив, превращаться в орудие получения дополнительных, незаслуженных и незаконных благ для небольшой кучки лиц, присвоивших государственные институты на правах личной собственности. Кроме того, законы могут просто не соблюдаться, а провозглашенные принципы справедливости игнорироваться. Именно это мы имеем в современном российском обществе и именно это вызывает растущее недовольство состоянием несправедливости.
«Надо или давать воровать всем, или не давать никому»
---
и еще по Кордонскому - налоги с откатов ввести ))
Статья отличная. На многие вопросы даёт понятные и разумные ответы. Но, хочется спросить, (самого себя) - Что делать и как? Опять по Марксу и Ленину - в борьбу за свободу и справедливость?
Под видом общества, "приватизированного кучкой лично преданных друг другу людей" очевидно, описан сталинский СССР. С его гигантским расслоением по уровню жизни, полной бесправностью уничтожаемых в различных "чистках" людей и всесильностью ограниченного круга номенклатуры, приближенной к Вождю.
Неприятно то, что сейчас Россия старается полностью воспроизвести сталинский Советский союз, с тем лишь отличием, что нынешние слуги народа вполне могут иметь не только ближние дачи и резиденции в Москве, но и в Италии с Францией. Отличия сокращаются стремительно.
Нельзя сказать, что целиком всё общество плохо организовано. "Элита" организована очень даже хорошо, она сформирована и держится за счёт тесных связей, неформальных договорённостей, без которых у них не было бы повышенных привилегий. Их власть - в преимуществе неформальных рычагов управления над формальными. Сколько бы ни уповали простые люди на силу закона и веру в справедливость, законы, которые им "спускают", будут абстрактны, ибо большинство живет по принципу "моя хата с краю".
Именно это и называется формальной несправедливостью. Кишечные паразиты тоже хорошо организованы, чего не скажешь про кишечник.
"Такой порядок сохраняется лишь до тех пор, пока находится достаточное количество людей, склонных верить в благие намерения «вожака», и недостаточное количество людей, способных, объединившись, потребовать равенства, свободы и справедливости".
Этот порядок в России существует уже несколько столетий. В народе воспитывается любовь к строгому барину. Быть рабом - это осознанная необходимость. Об этом и у Лермонтова, и у Некрасова. "Порядок вечен, порядок свят" - как пел Окуджава, а тех, кто идет, в ком есть чувство собственного достоинства, увы, ничтожно мало.
У Лермонтова? Это где это?
А Некрасов, когда писал об этом, писал с болью, не поддерживая позицию "быть рабом". Классики не про это, они про свободу.
У Лермонтова
"Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ".
У Некрасова
"Люди холопского звания -
сущие псы иногда;
чем тяжелей наказание
- тем им милей господа."
Конечно, они были против рабства и глубоко сожалели, что оно пустило корни в народном сознании.
Да, но ведь с другим посылом они это писали, не показать рабство как "осознанную необходимость", а указать болевые точки и мотивировать людей меняться. Так и Чехов - писал о мелких людях с рабским сознанием, чтобы народ научился из себя "по капле выдавливать раба".
"С таким же успехом кишечного паразита можно считать патриотом внутренних органов" - очень образно, буду использовать с Вашего разрешения :)
Согласен, это прямо сделало мой день )
где найти справедливость? в словаре на букву "с"