Севастопольское отделение банка «Россия», в числе владельцев которого друзья Владимира Путина Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко. Фото: ЕршовКВН / Wikimedia Commons

Севастопольское отделение банка «Россия», в числе владельцев которого друзья Владимира Путина Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко. Фото: ЕршовКВН / Wikimedia Commons

https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/

Недавно мне пришлось услышать удивительное суждение: «Надо или давать воровать всем, или не давать никому». Это говорил человек, раздраженный крайней несправедливостью, коррупцией, беззаконием и неравенством. Но кроме того, этот человек следовал логике философа Томаса Гоббса: люди, считающие себя свободными и равными, должны получить социальные условия, которые соответствуют этому их нормативному представлению о природе человека. Сделать это можно двумя путями: предоставить всем неограниченную свободу в осуществлении своих целей завоевания жизненных благ или ограничить свободу, так, чтобы каждому был гарантирован некоторый объем свободы, позволяющий осуществить свободу всех. Если второе не удается, придется вернуться к первому. В первом случае мы получаем «природное состояние», «войну каждого против каждого», когда жизнь становится «опасной, жестокой и короткой» (Гоббс). Во втором случае мы получаем государство, которое, хотя и является предсказуемо жестким, позволяет каждому улучшать свое благосостояние в рамках законов, которые мы утверждаем как справедливые. Существует, однако, значительная «серая зона» между этими крайностями. Законы могут не быть выражением равенства и свободы, а, напротив, превращаться в орудие получения дополнительных, незаслуженных и незаконных благ для небольшой кучки лиц, присвоивших государственные институты на правах личной собственности. Кроме того, законы могут просто не соблюдаться, а провозглашенные принципы справедливости игнорироваться. Именно это мы имеем в современном российском обществе и именно это вызывает растущее недовольство состоянием несправедливости.

Метаэтика справедливости