Одна из самых удивительных революций прошлого века произошла в психиатрии. Это была так называемая фармакологическая революция: для лечения психических расстройств стали активно применяться психофармакологические препараты. Первые из этих лекарств появились в 1950-е годы, и вскоре они стали использоваться повсеместно. Невозможно представить современную психиатрию без антидепрессантов, нейролептиков и других препаратов. Но фармакологическая революция была не просто революцией в методах лечения – благодаря ей люди освоили новые способы говорить о своих чувствах, мыслях и поведении, и в конечном счете она привела к созданию новой модели личности.
Парадокс психофармакологической революции состоял в следующем. С одной стороны, лекарства действительно позволяли улучшить состояние пациентов. Но, несмотря на все успехи, в большинстве случаев, по сути, так и не были объяснены причины расстройств и не появилось достоверных описаний того, как расстройство проявляется на физиологическом уровне. Наиболее яркий пример – полемика по поводу теории химического дисбаланса, то есть идеи, что депрессия и тревожные расстройства – следствия химического дисбаланса в организме. Считается, что эта теория не имеет серьезных подтверждений, но препараты, созданные исходя из этого предположения, вполне успешно используются.
В результате сложилась следующая ситуация: хотя не было достоверных объяснений того, что в действительности происходит с психически больным человеком, появились средства повлиять на его состояние. В социологии это явление назвали «фармацевтический разум». Фармацевтический разум – система представлений, согласно которой психическое расстройство – это то, что можно вылечить с помощью психотропных препаратов.