
Сильвия Кристель в фильме «Эммануэль» (1974)
Где-то в середине восьмидесятых, я уже точно не помню, когда, меня позвали в гости смотреть видеомагнитофон. В то время смотреть видеомагнитофон в гостях почти всегда означало смотреть фильм «Эммануэль». Было такое ощущение, что кроме кассеты с этим фильмом никаких других кассет в СССР пока еще не завезли.
Попасть на такой домашний просмотр было довольно большой удачей. Это можно было сравнить с приобретением нового, не для всех достижимого сексуального опыта. Счастливчики смотрели на непосвященных сверху вниз. Про сам фильм рассказывали мало. Женщины загадочно улыбались, слегка прикрывая рот ладонью. Мужчины снисходительно посмеивались.
Видеомагнитофонов я до этого никогда не видел. «Эммануэль» влекла меня. И одновременно я стеснялся этого влечения. Отчего-то мне было неприятно, что вместе со мной смотреть «Эммануэль» будут еще какие-то люди. Некоторые даже незнакомые. И то, что там будут знакомые, мне было тоже неприятно.
Я колебался. Даже решил вообще не ехать в эти гости. Потом все-таки передумал. Но тут нашлось какое-то очень важное дело. Потом долго не подходил автобус. Я сильно опоздал. Приехал чуть не к концу фильма. Позвонил в дверь. Мне открыла хозяйка. Сделала круглые глаза. Пальцем показала, чтобы я молчал, и через темный коридор провела меня в комнату.
В комнате было много людей. Слишком много для такой комнаты. Они сидели на диване, на полу, на стульях, на кровати. И все были как-то очень напряжены. Через стенку отчетливо доходил плач грудного младенца. Телевизор стоял в дальнем углу.
Как я не увидел Эммануэль
На экране неприятный болезненного вида мужчина в пиджаке, с тонкими неестественными усиками и испариной на лбу что-то громко и зло сказал по-французски. Потом показали блондинку лет сорока в белом платье с гладко зачесанными назад волосами. Блондинка задом облокотилась на круглый столик, покрытый красной тканью. За ее спиной горела белая ночная лампа. Она что-то тоже очень зло ответила мужчине. А потом вдруг быстро подняла платье. Вернее, даже не подняла, а как-то откинула с обеих сторон. Под платьем у нее ничего не было, и это ничего как будто хлестнуло меня по лицу.
Заиграла отвратительная музыка, мужчина подошел к женщине и, продолжая ругаться по-французски, посадил, а потом и грубо завалил ее спиной на стол. Дальше камера как бы поднялась над ними и показывала их сверху. Мужчина, абсолютно одетый, стоял между ногами женщины, лежащей на столе. Его как-то всего перекосило, а женщина вообще хрипела. Музыка стала невыносимо громкой. Вдруг мне стало дурно, и я выбежал из комнаты и через коридор из квартиры на улицу.
Кадр из фильма «Эммануэль» (1974)
Я до сих пор не могу точно объяснить, что тогда со мной случилось. Я был к тому времени достаточно взрослым человеком. Я успел развестись, собирался снова жениться, у меня была дочь от первого брака. И вообще, я никогда не считал себя особенно нервным и впечатлительным человеком. И тем не менее впервые увиденная на телеэкране фронтальная нагота, и этот хрип, и эта музыка, они произвели на меня оглушительное впечатление. И еще мне стало ужасно стыдно. Мне показалось, что все эти люди в комнате смотрят не на нее, а на меня. Изучают мою реакцию. А расходящееся белое платье женщины снилось мне по ночам даже через много лет после того вечера.
Последний вальс ночного портье в Париже
Прошли годы. «Эммануэль» я так с тех пор и не посмотрел. Все было недосуг. Да и как-то не хотелось. И я даже не знал, что та блондинка на экране не была Эммануэль. Она была каким-то второстепенным персонажем. А неприятный мужчина в костюме был мужем Эммануэль.
Фильм «Эммануэль» вышел на экраны в 1974 году и отчасти был обязан своим появлением недавнему шумному успеху «Последнего танго в Париже», в котором анальный секс в исполнении Марлона Брандо и Марии Шнайдер был представлен как акт глубокой экзистенциальной значимости. В том же 1974 году на экраны вышли «Ночной портье» и «Вальсирующие». Но все это были влажные фантазии высококультурных европейцев.
А начинающий продюсер Ив Руссэ-Руар, у которого за душей не было ни одного полного метра, уловил рыночный запрос: публика хочет смотреть мягкую порнографию, но при этом думать, что занимается чем-то интеллектуальным и смутно высокодуховным. Считать себя высококультурной. Главное — не пережать с интеллектом и духовностью.
Он купил права на эротический роман француженки тайского происхождения Эммануэль Арсан «Эммануэль: женские радости». В романе, написанном от первого лица, главная героиня рассказывала о своих увлекательных любовных похождениях в экзотическом сексуально раскрепощенном Таиланде, куда она отправилась вместе с мужем-инженером. Снимать фильм Руссэ-Руар предложил фотографу Жюсту Жакину, не имевшему к кино никакого отношения. На главную роль после долгих поисков выбрали 22-летнюю модель Сильвию Кристель, у которой во время прослушивания удачно развязался единственный шнурок, державший платье.
Сильвия Кристель в фильме «Эммануэль» (1974)
Будучи классным фотографом, Жакин знал толк в том, что едва прикрыто, полу-прикрыто и ненадолго как бы случайно приоткрывается. Его камера почти всегда смотрела немного сбоку, под небольшим углом, как бы подсматривала за ширму.
А Сильвия Кристель была совсем не ошеломительной красавицей. Она была просто очень милой девушкой с отличной фигурой. И она излучала какое-то наивно-очаровательное любопытство. С первого взгляда можно было понять, что этой девочке все интересно.
Сразу же после выхода на фильм стали выстраиваться длиннющие очереди. По неподтвержденным сведениям, в первые шесть недель его посмотрела половина парижского населения. Видимо, в Париже 1974 года жизнь была гораздо скучнее, чем нам хотелось бы думать. Картина вошла в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку продержалась на парижских экранах одиннадцать лет.
Успех, сопровождаемый скандальными цензурными запрещениями с последующими судебными процессами и возвращениями на экран, повторился в других европейских странах и в США. Впоследствии у фильма вышло шесть продолжений с Сильвией Кристель и бессчетное количество ремейков и воровских подделок. А сама Сильвия в качестве венца творческой карьеры стала любовницей президента Франции Валери Жискар Д’Эстена. В этом качестве он в течение целого года таскал ее за собой почти на все официальные государственные мероприятия. Французы — удивительный народ!
Новый жанр
Ни в коем случае не правы были те, кто сочли «Эммануэль» легкой эротической безделкой. И совсем уж не правы те, кто жаловался на отсутствие сюжета. Это добрый старый роман воспитания в лучших французских традициях. В нем юная инженю проходит сложный путь от наивной влюбчивой простушки до искушенной взрослой женщины, знающей толк в самых утонченных любовных наслаждениях.
Молоденькая, симпатичная, недавно вышедшая замуж за 33-летнего французского дипломата Эммануэль летит из Парижа в Бангкок, где служит ее муж. Муж свил им уютное семейное гнездышко в специальном поселении для белых людей. Жизнь там устроена так: белые люди живут в роскошных виллах в окружении симпатичных малогабаритных тайских слуг, готовых удовлетворять любые их потребности, включая сексуальные. В первую очередь сексуальные. Между белыми людьми также существует сложная система сексуальных отношений, обсуждению которых они посвящают все свое время, свободное от сна, еды и удовлетворения сексуальных потребностей со слугами и друг с другом.
Ее инициация случается еще в самолете, где она ночью во время полета, когда все пассажиры уснули, по очереди отдается двум незнакомым и практически внешне неотличимым друг от друга попутчикам. Впрочем, возможно, это была всего лишь ее фантазия.
В Бангкоке она немедленно становится объектом желания сразу двух женщин: девочки-подростка, непрерывно сосущей леденец на палочке, и зрелой дамы, чья фронтальная нагота так испугала меня много лет назад.
Кадр из фильма «Эммануэль» (1974)
Но Эммануэль отдает свое сердце девушке-археологу, деловитому трудоголику, не знающему слов любви. Увы, после краткой и интенсивной любовной связи археологиня отсылает Эммануэль от себя, дабы та не отвлекала ее от трудовой деятельности. В слезах и с разбитым сердцем несчастная Эммануэль возвращается к мужу. И тот, чтобы вытянуть ее из черной бездны отчаяния, вынужден прибегнуть к крайнему средству: он отправляет ее на перевоспитание к местному сексуальному гуру по имени Марио.
Этого Марио играет Ален Кюни, единственный относительно известный актер, снявшийся в «Эммануэль». Некогда он сыграл даже в «Сладкой жизни» Феллини. Его персонаж там покончил с собой. Возникает ощущение, что он бы с радостью сделал это и на съемках «Эммануэль». Во всяком случае, очевидно, что его тошнит от каждой произнесенной реплики. Да и кого бы не стошнило от такого: «Позволь мне отвезти тебя за последние пределы эротизма».
66-летний Кюни был похож на недавно вышедшего на пенсию деревенского полицейского. Нормальный пожилой дядька. Совсем не похотливый старикашка и точно не сексуальный гигант. И он абсолютно не представлял угрозы. Как и остальные мужские персонажи. Все женщины в этом фильме выглядели хищницами. А все мужчины были, напротив, уютными, безобидными и домашними. Даже тайские насильники и тайские боксеры — и те напоминали плюшевых мишек. И странное дело: вроде бы женщины в этом фильме объективировались (софт-порно, куда без этого), а фильм сейчас производит впечатление очень женского кино. И не зря он был популярен среди женской аудитории никак не меньше, чем среди мужской. И в этом «Эммануэль» многое предвосхитила.
Кадр из фильма «Эммануэль» (1974)
«Эммануэль» фактически породила новый жанр: порно, которое можно смотреть в обычном, а не в специальном кинотеатре. Его можно смело назвать порнографическим, потому что никакой иной цели, кроме сексуального возбуждения и удовлетворения сексуального любопытства зрителя, оно не преследует. Однако оно маскируется под «нормальный» фильм, на который обывателю не стыдно пойти и который не стыдно смотреть в темном кинозале на большом экране с другими, такими же как он благонамеренными обывателями.
Этот жанр был страшно популярен с середины 1970-х до середины 80-х, а потом, с массовым приходом домашнего видео, буквально сошел на нет. (Об этом рассказывается в замечательном фильме Пола Томаса Андерсона «Ночи в стиле буги»). Оказалось, что обыватель предпочитает удовлетворять сексуальное любопытство в интимной домашней обстановке. И потому порнофильмам вовсе не обязательно прикидываться настоящим кино. Достаточно просто снимать совокупляющихся людей с подходящими физическими данными. Так и злее и, главное, намного дешевле.
Кстати, такой удивительный феномен, как недавняя популярность различных оттенков серого, уже не имеет никакого отношения ни к сексу, ни к порнографии. Это скорее фильмы-мемы. Их смотрят все, потому что их «все смотрят».
Наша Эммануэль
Но в России в 1980-х случилось нечто обратное. «Эммануэль» пришла туда вместе с домашним видео. Но домашнее видео было мало кому доступно. Отсюда странный феномен коллективного просмотра «Эммануэль» на маленьком экране в набитых гостями комнатах, а потом в полуподпольных полуподвальных видеосалонах. Эти коллективные просмотры вместе со знакомыми и полузнакомыми людьми коренным образом отличались от киносеансов в темном зале, где все зрители анонимны и никто никого не видит и не знает. Это очень странный и немного стыдный опыт, через который прошло, наверно, большинство моих ровесников. Поэтому почти у каждого из них есть своя «Эммануэль».
И все-таки не зря я посмотрел сейчас этот фильм. Как теперь говорят, «закрыл гештальт»? И вдруг оказалось, что мы в юности постоянно танцевали медленные танцы под песню Пьера Башле из этого фильма. Только в исполнении Джо Дассена. А я и не знал, что она оттуда. Какая удивительно милая песенка. Как там, если перевести?
Сердце Эммануэль поет мелодию любви
Как оно бьется в разлуке с телом.
Тело Эммануэль поет мелодию любви,
Ах как оно поет разочарованному сердцу!
Господи, какая чушь! И как же приятно вспоминать!
Что еще почитать:
«Осень»: любовь как вызов. Первый советский «порнофильм»
Шлемель и импостер. «Любовь и смерть» Вуди Аллена сегодня и навсегда
В ожидании праздника. Почему «Полеты во сне и наяву» до сих пор про нас
Я как-то мимоходом посмотрел в начале 90х. Мало что помню. Один эпизод - как старикашка-гуру отдает воспитанницу в качестве сексуального приза победившему на ринге тайскому боксеру.
Опоздал, видать)
"А начинающий продюсер Ив Руссэ-Руар, у которого за душей не было ни одного полного метра, уловил рыночный запрос: публика хочет смотреть мягкую порнографию, но при этом думать, что занимается чем-то интеллектуальным и смутно высокодуховным." — здесь у автора звучит какое-то пренебрежение, будто он, по всей видимости, априори высокодуховный, с презрительной усмешкой взирает на бескультурную французскую публику 1974 года. И далее по тексту это презрение сохраняется. Не совсем понятно только, презрение к чему именно. Вероятно, режиссер действительно уловил запрос. Но только полагаю, запрос этот был не столько рыночный (рынок такого контента тогда только начинал формироваться), сколько культурный. Это время совпало с периодом западной сексуальной революции 1960-1970-х годов. И в этом контексте люди ожидаемо на ура встретили раскрепощение не только в головах и спальнях, но и на экранах публичных кинотеатров.
.
Если говорить про Россию, то "коллективного просмотра на маленьком экране в набитых гостями комнатах" в 80-е годы удостаивалась не только "Эммануэль". Но вообще все западное кино, практически недоступное советским зрителям в советских кинотеатрах. А ещё был такой феномен как видеосалоны. Это тот же коллективный просмотр на маленьком экране в набитой комнате, только за деньги и с посторонними людьми. Помню, как всей семьей ходили туда на Кинг-конга и, кажется, Коммандо с Шварценеггером. Кстати, потом, с падением кинематографического железного занавеса и появлением западного кино в кинотеатрах, уцелевшие видеосалоны постепенно трансформировались в порновидеосалоны. Там показывали уже никакую не "Эммануэль", а самое что ни на есть немецкое и американское порно. Описанный автором стыдливый опыт просмотра "Эммануэль" в компании знакомых вряд ли характеризует сам фильм. Это, скорее, характеризует существовавшую тогда (да и, надо сказать, сохраняющуюся и по сей день) табуированность темы секса в советском (теперь уже российском) обществе.
"Описанный автором стыдливый опыт просмотра "Эммануэль" в компании знакомых вряд ли характеризует сам фильм." - он характеризует автора, у которого есть сексуальные проблемы, какие-то подавленные сексуальные комплексы, - иначе он не убежал бы от вида хрипящей от страсти женщины, и наличие браков и детей здесь ничего не меняет. Пациент сексопатолога.
Борис, браво! Отдельный респект за эту вкуснятину
«Эммануэль отдает свое сердце девушке-археологу, деловитому трудоголику, не знающему слов любви» )))
Граждане СССР во второй половине 80-х годов проходили пору сексуального отрочества (все, включая и стариков - в СССР ведь секса действительно не было:). Именно с этим связано ощущение романтического очарования от этой ленты...
Да, это ж целая эпоха!
.
А Сильвия Кристель давно уже умерла, бедненькая ((!
Борис, но вот зачем вы одним безжалостным росчерком клавиатуры разрушили мой мир подростковых фантазий? )))
Сильвия Кристель -- не "датская" модель, а голландская (нидерландская), Кашина ввело в заблуждение английское слово dutch - это отнюдь не что-то датское.
Всё-таки Локшина :)
Я понимаю, что не все знают английский, но википедию умеют открывать все же, наверно все. Сильвия Кристель не датская актриса (хотя dutch очень похоже на "датский", это не оно), она голландская актриса.
Это лучший фильм в своем жанре, образец вкуса во всем - свет, цвет, музыка, актеры, движение камеры, все завораживает. Сильвия Кристель невероятная, детски распахнутые глаза и глубинная сексуальность, смесь невинности и порока, нет другого похожего фильма и другой такой героини! Грустная биография у неё...
Кажется, только французы умели схватить этот баланс невинности и порока, балансируя на грани, во многих фильмах других жанров замечала это.
Посмотрел впервые в 13 лет вторую часть. Фильм произвел сильное впечатление.
В статье видимо речь о Pierre Bachelet и композиции Emmanuelle.
да, конечно, поправили
Прошу прощения, в слове "гештальт" - опечатка.
ой, да, спасибо!