Пожалуй, нет более неподходящего момента, чтобы ставить под сомнение границы, чем 2020 год. Пандемия как будто доказала, что сильное государство – буквально жизненно важный институт, а государственные границы, которые можно в один момент перекрыть, оказываются эффективным профилактическим средством. Но все же, ожидая, что в ближайшее время спасением будет вакцина от вируса, а не опущенный шлагбаум на въезде в страну и электронный пропуск для выхода на улицу, мы не оставляем своего утопизма и предлагаем вам задуматься – каково современное значение государственных границ, этого атрибута суверенного государства? Можем ли мы обойтись без границ? Мы начинаем серию статей о границах и связанных с ними институтах и явлениях – мигрантах, армии, государстве как таковом – в конечном итоге о том, как, выстраивая политические границы и проводя линии культурного размежевания, мы определяем себя.
Мы начнем с проблемы миграции. Как правило, в пользу государственных границ и их тщательной охраны приводится ряд практических аргументов, так или иначе связанных с необходимостью отделиться от соседей: границы сохраняют культурное своеобразие народа, предотвращают рост конкуренции за рабочие места, наконец, они помогают защитить свободу и собственность граждан данной страны, то есть снижают уровень преступности. Последнее соображение, пожалуй, самый главный аргумент в пользу границ. Помните семейную пару адвокатов из Сент-Луиса, которая вышла на порог своего дома с оружием в руках после проникновения протестующих из движения BlackLivesMatter на их участок? Значит, и вам ясно, почему важно держать границу на замке. Граница – то же, что и стены и двери в наших домах. Никто не готов жить с настежь открытой дверью!
В марте этого года в поддержку подобного подхода высказался и российский либертарианец, председатель движения «Гражданское общество» Михаил Светов: «Жуткие кадры из Греции. Орды беженцев штурмуют границу с ЕС. Я одного не понимаю, почему пограничники ничего не делают, разве это не буквально их работа, любой ценой границу защищать? Паралич воли какой-то».
В политической философии очень часто делается переход от индивидуального уровня к коллективному, от частных отношений к межгосударственным. Но метафора «граница как стена моего жилища» лукава. Защита частной собственности не может быть приравнена к защите государственной границы. И вот почему.