Людвиг Рихтер. Родник в лесу около Ариччи

Людвиг Рихтер. Родник в лесу около Ариччи

Этой статьей открывается цикл текстов о справедливости. Проблемы, которые в них будут затронуты, обсуждались на курсе «Где справедливость?» в InLiberty, который я вел с 21 ноября по 19 декабря 2019 года. Выражаю глубочайшую благодарность участникам курса, проекту InLiberty и Илье Венявкину за возможность по-новому взглянуть на ключевые теории справедливости и практику их применения.

Справедливость представляет собой одно из тех понятий, которые воспринимаются как базовые, жизненно необходимые для описания социальной жизни, но при этом трудно поддаются однозначному определению. Компанию ему могут составить такие понятия как свобода, благо, равенство, честность, но часто именно справедливость называется лежащей в основе наших представлений о характере общественных отношений. От государства, семьи, коллег по работе и даже случайных людей на улице мы ждем справедливого к себе отношения. Мы надеемся, что государство будет защищать нас, честно судить и наказывать, а дома будут с вниманием относиться к нашим проблемам. Для поддержания этой системы мы принимаем на себя значительные траты и накладываем серьезные ограничения. Но делаем это не из простой любви к подчинению, а потому что верим – именно так можно обеспечить реализацию наших прав и свобод.

В прошлом справедливость чаще связывалась либо с какими-то частными взаимодействиями, либо с отношениями внутри конкретных локальных сообществ. Но можно говорить о справедливости в отношении неизвестных нам людей? Может ли возникнуть моральная ответственность перед теми, кого мы не знаем и не считаем хоть как-то связанными с собой: гражданами других государств, человечеством в целом, будущими поколениям? Почему мы должны заботиться о них и принимать во внимание их интересы и права?