Скриншот трейлера фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» / youtube.com
Книга российского социолога и экономиста Вадима Радаева «Смотрим кино, понимаем жизнь. 20 социологических очерков» (дополненное издание недавно вышло в ИД Высшей школы экономики), как ясно уже из заглавия, представляет собой сборник авторских эссе, где привязка к конкретным кинолентам и сериалам, необязательно отечественным, — лишь повод углубиться в поднимаемые ими темы. «Книга, — предупреждает читателя синопсис в первой же строке — не о кино». Наше внимание привлек очерк, написанный Радаевым в 2014 году — уже после Крыма. Далеко выходя за рамки обычной кинокритики и просто отталкиваясь от драмы Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014 г.) как социального среза, автор пускается в интересные рассуждения о природе глубинной русской самобытности, идентичности, менталитета. Признаем: картина у Радаева (не Кончаловского) выходит довольно безрадостная и до известной степени безнадежная.