Когда мы в шутку или всерьез говорим о ком-то «у него нет ничего святого», мы негативно обозначаем одну из областей, в которых живет религиозное сознание – даже у тех, кто не думает о себе как о религиозном человеке. Страшно, когда нет ничего святого – а уж разбираться, что именно за этим «святым» стоит у современного человека, сил нет.
Еще 200–300 лет назад даже в западных культурах вероисповедание и место в обществе были жестко фиксированы за каждым. Ключевой особенностью ситуации современного человека философ Чарльз Тейлор считает доступную нам сегодня возможность выбора веры, убеждений и образа жизни. Это стало возможным не только в силу размежевания государства и церкви, но и благодаря формированию современной личности, современного «я», которое оставило позади мир, полный тайн и тревог, и живет во все более безопасной среде, центром которой является уже не бог, а человек. Современный популярный мыслитель Ной Харари считает, что в центре следующей эпохи будет уже не сам человек, а цифровые данные о нем и обо всем не свете (см. статью о религии «датаизма»).
Пустота
Тейлор смотрит на это состояние без оптимизма.