
Иммануил Кант. Иллюстрация: wikipedia.org
22 апреля 2024 года — 300 лет со дня рождения философа Иммануила Канта. Republic предлагает своим читателям этот архивный текст из журнала «Философия».
Представьте, что вы укрываете у себя хорошего друга, преследуемого злоумышленниками с намерением его убить. Вскоре в дверь стучат, и на пороге появляются преследователи. Они обращаются к вам с единственным вопросом: не скрывается ли интересующее их лицо в вашем доме. При этом они требуют только определенного ответа: «да» или «нет». Скажете ли вы им правду или солжете?
Кант утверждает, что ложь в данном случае, как и во всех других, абсолютно недопустима, и поэтому вы должны сказать правду — признаться в том, что укрываете друга в своем жилище. Самым коротким и предварительным доводом Канта в ответ на нашу недоуменную реакцию будет следующее соображение: говорить правду морально, а лгать — аморально, и это касается всех жизненных ситуаций без исключения.
Попробуем разобраться в его позиции. Для этого нам придется реконструировать этическую программу Канта с самых ее основ.
Нам не нужны Лапласы и Канты,
Нам нужны лампасы и канты.
Получается, что по Канту Анна Франк, например, была ужасно аморальной. А ей музеи строят
В случае с выдачей друга (как и в любых других ситуациях в жизни) суть ведь исключительно в моем личном душевном движении. Если я вру врагам про друга, то ведь если взглянуть в себя поглубже, то обнаружится, что я это делаю отнюдь не ради друга, а исключительно, чтобы избежать своих личных страданий в случае его поимки. То есть я кривлю душой в попытке избежать собственных переживаний, а это безусловно трусость, а стало быть бесчестие (как очень к месту ниже дали пример декабристов). Честь - очень сильная категория, к сожалению с гибелью царского офицерства во-многом забытая. Но придется постепенно ее в управляющем слое общества восстанавливать, без нее никак.
.
А в примере с другом на самом деле нет дилеммы. Есть куча других вариантов - можно вступить в бой с врагами, можно просто молчать, но суть опять же не в выбранном действии, а в личном душевном переживании при этом, на сколько оно свободно от страха и личной корысти.
Эти "личные страдания" называются угрызениями совести. И избегать их - не трусость и не бесчестие, а единственно верное поведение.
Декабристов после честных признаний угрызения совести не мучили - для них допрос - это была битва, а врать и выгораживать себя - это трусливое бегство. Чего не скажешь о ситуации с другом и преступниками, здесь битва - это глупость, безбашенность.
Если взять пример Канта, то угрызения совести, могущие возникнуть в человеке в случае выдачи друга в такой ситуации, не являются проявлением этики, этика - выше совести.
.
Вообще чувство совести это чувство, связанное с гипотетической оценкой поступка другими (совестно перед кем-то за свой поступок, бессовестный человек - человек не считающийся с интересами других). А этика - это когда критерием становится уже не взаимодействия с другими, а следование своему духу.
Такая трактовка этики (следование своему духу - то есть собственным умопостроениям, не считаясь с окружающими людьми) предлагает идею, по которой этика - антисоциальна. Но ведь этика появилась и эволюционировала именно как социальная составляющая людской деятельности!
Социальная составляющая - это уровень морали (совести), а следующий эволюционный уровень личности это уже уровень не общественной, а личной ответственности перед самим собой, не перед людьми. И это отнюдь не равно антисоциальности. Нижестоящие уровни включаются в функционирование вышестоящих. Как, например, при формировании многоклеточного организма его деятельность не становится антиклеточной, он автоматически постоянно учитывает интересы клеток, но имеет при этом свои, отличные от клеточных задачи.
.
Однако продолжая аналогию, еще далеко не все люди вступили в стадию "многоклеточности" = могут опираться в своих решениях на ответственность перед самим собой. Для этого надо как минимум "найти себя" - это важнейший этап в эволюции личности и пока его достигает совсем меньшинство. И только эти люди могут говорить о реальном этическом поведении, ибо только они могут чувствовать, когда они изменяют себе (своему духу), а когда нет. А остальное большинство может лишь следовать набору правил (кем то сформулированных). Кому-то приходится следовать букве кодекса чести, а кому-то буква не нужна, он сам чувствует, где поступает по чести, а где нет.
Известно, что декабристы на допросах говорили правду и ничего не пытались утаить, даже в тех случаях, когда сказанное отягощало их собственную участь или положение друзей. Можно было бы предположить, что они были кантианцами, но нет, они были прежде всего аристократами. Для них ложь была подлостью, не в смысле моральной низости, подразумеваемой под этим словом сейчас. Подлость они трактовали в исходном значении, как признак принадлежности к низшим сословиям, незнакомых с понятием чести. Потом народовольцы, уже воспринявшие идеи утилитаризма (вспомним Базарова из "Отцов и детей"), будут декабристов за неспособность к серьезной конспирации презирать. Конспирация основана на лжи, она несовместима ни с этикой аристократизма, ни с этикой Канта.
Я это вот к чему. Почему-то в реконструкциях кантовских построений постоянно опускают одну важную для него предпосылку. Это предпосылка равенства всех людей. Она принципиально важна. Вести речь о законе можно потому, что перед законом все равны. Непреложность правила не отменяется никакими привходящими обстоятельствами. Мы не может оправдать себя, отступая от морального закона, тем что некто недостаточно добр, красив, образован, чисто вымыт или придерживается не тех убеждений. Люди подчас преступают моральный закон именно потому, что считают, что их моральные обязательства распространяются лишь на круг "своих", таких же как они.
Аристократы - это романтизированные разбойники и рабовладельцы.
> Известно, что декабристы на допросах говорили правду
> и ничего не пытались утаить
Хм. Вообще-то - очень по-разному они себя вели.
Опять же, дворянская честь отнюдь не любую ложь осуждала. Например, лгать женщине, чтобы добиться её, считалось абсолютно нормальным. Как и лгать её мужу.
Виды лжи бывают разные. Бывает ложь умолчания, она частично допускалась аристократическим кодексом чести. Категорически отвергалась ложь во спасение. И стоит помнить, что в ту эпоху сословная этика была предметом очень жесткого регулирования. Отказ от дома или дуэль ожидали любого, кто отклонялся от правил.
Ярким примером для Вашего последнего утверждения являются "высокоморальные" большевики вроде Якова Свердлова - действительно, нравственного человека в своем кругу единомышленников... и жестокого палача многочисленных "врагов революции". Признаюсь, лично мне жаль, что он рано умер и не дожил до неизбежного ледоруба (как Троцкий) или рва "Коммунарки". Вот для Сталина мораль, вероятно, была пустым звуком изначально, и это ему только помогло....
господа. Все люди братья. Даже аристократы.
.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8
Анализировал свои он чувства долго. Всего сильнее оказалось чувство долга.
Начинаю догадываться, за что большевики так не любили Канта. Возможно, в 1937 году некоторые из них поняли, что старик Кант в чем-то был прав. В самом деле, если кому-то кажется, что иногда можно убивать людей ради некоей "великой цели", то однажды ради этой цели убьют его самого. Становится понятно желание отправить Канта на Соловки, высказанное пролетарским поэтом Иваном Бездомным в беседе с Воландом. (Шутка.)
Понимает ли автор что благородный Кант готов выдать благородного друга благородным врагам а не толпе взбунтовавшейся черни?
или. Кант. цитата.
.
"Например, хозяин приказывает, если его спросит такой-то человек, ответить, что его нет дома. Прислуга выполняет приказание, но это приводит к тому, что хозяин убегает и совершает крупное преступление,"
.
это как раз у Канта про "благородных" Вайно и Кириенко.
.
https://www.civisbook.ru/files/File/Kant_Metaphisika_5.pdf
Спасибо за краткое изложение, но даже в нём видна противоречивость утверждений Канта:
- Если мы применим принцип всеобщности к примеру "честной выдачи друга преступникам", то и глазом моргнуть не успеем, как масса друзей и родственников, возможно, включая нас, окажутся расстрелянными или отправленными в лагеря.
- А что делать с пожизненным чувством вины после выдачи друга преступникам? Не обращать внимания, успокаивал себя тем, что не солгал?
Так долг превыше чувств же.
Если судьба сложится, что придется стучать, непременно буду оправдываться категорическим императивом!))
Говоря «долг», сразу нужно понимать, кем этот долг сформулирован (кто определил, как именно, по каким принципам я должен поступать)?
Варианты:
- Я сформулировал сам
- Сформулировали философы (в данном случае - Кант) или люди, которым я доверяю, кумир, учитель
- Это сложившаяся идеология в обществе, или идеология государства
В данном случае речь за Канта, конечно. Его ценности, продукт его среды. Но ему представлялись абсолютом.
От прогуливавшего философию бывшего студента - спасибо!
Очень интересно и полезно, спасибо!
вот у самого Канта и на ваш пост, и на пример с выдачей друга преследователям.
.
Казуистические вопросы.
Можно ли считать ложью неправду просто из вежливости (например, «покорнейший слуга» в конце письма)? Ведь это никого не обманывает.– Один автор спрашивает читателя: как Вам нравится мое произведение? Ответ, правда, можно дать иллюзорный, так как обычно подтрунивают над щекотливостью такого вопроса, но разве каждый всегда имеет в запасе готовые остроты? Ведь малейшая задержка с ответом уже огорчает автора. Итак, должен ли читатель угождать автору? Должен ли я отвечать за все последствия сказанной мной неправды в практических сделках, где речь идет о моем и твоем? Например, хозяин приказывает, если его спросит такой-то человек, ответить, что его нет дома. Прислуга выполняет приказание, но это приводит к тому, что хозяин убегает и совершает крупное преступление, которое могло бы быть предотвращено высланной за ним охраной. На кого же здесь ложится вина (согласно этическим принципам)? Без сомнения, также и на слугу, который здесь ложью нарушил долг перед самим собой; последствия этой лжи вменяет ему его собственная совесть.
.
https://www.civisbook.ru/files/File/Kant_Metaphisika_5.pdf
.
поэтому автору минус. Хотя справ. ради, тема интересная. Плюс.