
Кант, Кристиан Якоб Краус, Иоганн Георг Гаман, Теодор Готлиб фон Гиппель, Карл Готфрид Хаген. Иллюстрация: Emil Doerstling / wikipedia.org
В прошлом тексте мы рассказали об этической теории Канта. Напомним, согласно его позиции, мы должны сказать правду даже головорезам, бесцеремонно вторгающимся в наше жилище с намерением убить нашего друга. Логика Канта проста: «правдивость есть долг, который надо рассматривать как основание всех опирающихся на договор обязанностей, и стоит только допустить малейшее исключение в исполнении этого закона, чтобы он стал шатким и ни на что не годным».
Один из самых провокационных примеров применения своей теории, о выдаче друга, Кант комментирует в знаменитом эссе «О мнимом благе лгать из человеколюбия», которое одни считают интеллектуальной оплошностью стареющего философа, а другие утверждают, что этой работой Кант оказал наихудшую услугу самому себе как этическому мыслителю, фактически дискредитировав собственное учение о морали. В эссе Кант отвечает на недоумение одного французского правоведа Бенжамена Констана, который, моделируя ситуацию с выдачей друга, указывает на большие проблемы этической программы Канта, как минимум в части ее реального практического применения. Однако смутить Канта оказалось не так легко. Вот, что написал французский правовед:
«Нравственное правило, будто говорить правду есть наш долг – если его взять безусловно и в отдельности, – делало бы невозможным никакое общество. Доказательство этого мы имеем в тех непосредственных выводах из этого положения, которые сделал один немецкий философ; он дошел до того, что утверждает, будто солгать в ответ на вопрос злоумышленника, не скрылся ли в нашем доме преследуемый им наш друг, – было бы преступлением».
Из пассажа Констана мы узнаем его собственное мнение: положение о том, что правдивость есть моральный долг каждого, не может быть абсолютизировано, иначе мы столкнемся с различными нелепостями. Как раз в ответ на эту претензию Кант и пишет свое эссе, в котором, как ему кажется, расставляет все точки над i. Однако вместо исчерпывающего ответа Кант дает рождение знаменитой этической дилемме, получившей название «парадокс Канта – Констана», решения которого у нас до сих пор нет.
Суть парадокса в следующем. С одной стороны, Кант прав: если лгать станет каждый член общества, то такое общество просуществует недолго. Но, с другой стороны, как будто прав и Констан: если каждый член общества будет говорить правду всегда и при любых обстоятельствах, то общество просуществует и того меньше, к тому же финал его обещает быть трагикомичным. Люди будут добровольно предавать своих друзей и близких, отдавать имущество, сообщать то, что им повредит и свидетельствовать против собственных интересов любыми способами, лишь бы не солгать ненароком.
Имея в виду этот парадокс, в этой статье мы разберем пять возражений против призыва Канта не лгать убийцам (и его ответы на них) и три версии того, как можно представить позицию философа осмысленной и полезной.
Интересный вопрос – почему Кант написал это эссе. Это не вполне понятная история.
Кант, как он сам пишет, отвечает на текст Констана – поскольку, мол, тот критически написал о некоем «немецком философе», который «дошел до того, что утверждает, будто солгать в ответ на вопрос злоумышленника, не скрылся ли в нашем доме преследуемый им наш друг, – было бы преступлением». Кант принимает критику не названного Констаном «немецкого философа» на свой счет («Признаю, что это действительно было мною высказано в каком-то месте, которого я, однако, теперь не могу вспомнить») и резко отвечает Констану, называя его в дальнейшем тексте эссе аналогично – «французским философом».
Но похоже, что Кант ошибочно принял критику на свой счет. Трудно пожаловаться на малое число исследователей и слабую изученность текстов Канта за последние 200 лет – но среди этих текстов до сих пор не найдено того исходного кантовского произведения, в котором Кант до Констана (!) описал бы этот случай лжи злоумышленнику и развернул свою аргументацию.
Итак, до сих пор не обнаружено текста о злоумышленнике, которому надо сказать правду о местонахождении друга, написанного Кантом до статьи Констана. Нет и библиографических ссылок ни Канта, ни других авторов на этот якобы существовавший текст Канта с указанием хоть какого-то исходного источника (названия произведения, издания, года и т.д.). Тем не менее более ранний текст с обоснованием идеи недопустимости лжи злоумышленнику, действительно, существовал, но написал его другой немецкий автор – И.Д. Михаэлис (а не Констан) [Апресян Р. Г. Комментарии к дискуссии // Логос. 2008. № 5]. Канта же, «похоже, подвела память», и на самом деле он не писал до Констана такого текста.
Если это так (а до тех, пока не будет найден лишь гипотетически существующий исходный кантовский текст, именно это приходится считать самым вероятным), то Кант написал эссе и проработал аргументацию, яростно обсуждаемую уже более двухсот лет, в ответ на критику, не против него, Канта, направленную, - написал, поскольку считал, что критика направлена именно против него. Такая вот социальная психология науки.
Чтобы помочь сбору материала для следующей статьи, добавлю вот ещё:
Убийцы в данном примере это не часть общества! Нет такой профессии, нет такого общественного института! Они даже пытаются истребить ячейку общества в лице нашего дорогого друга.
Так что даже если предположить, что общество общество держится на том, что все всегда говорят правду (что почему-то не прописано ни в одном законе), все живут в гармонии, и дворники с кареты можно на ночь не снимать, всё равно наша ложь убийцам никак не нарушит его невинность, потому что мнение изгоев не влияет ни на что. Киллер по найму не напишет на следующий день колонку о том, что никому-де нельзя верить)
Вот интересно, как отличить ложь и ошибку? Так то человек может врать по неведению, то есть ошибаться. Может предполагать. Допустим человек впустил друга в дом, а преследователям сказал "он в доме". А тот ушел через задний ход. То есть факту человек солгал. Хотя предполагал, что друг в доме. Должен ли он нести ответственность за это? Несет ли человек ответственность за то, что произошло после его действия (впустил) - ведь состояние могло измениться (ушел).
Или все таки истинным является только то, о чем человек знает точно - например, что он точно его впустил и видел своими глазами, что тот вошел? То есть, человек не может одновременно говорить правду и озвучивать такое состояние, в котором на момент озвучивания его самого нет. То есть говорить о том, что "он в доме", не видя этого, т.к. состояние может измениться и он в итоге солжёт.
Мне хочется верить, что роботы будущего будут Кантианцами) Тогда нам нечего переживать, что они будут нас убивать ради всеобщего блага.
Кантовская логика неизбежно ведёт нас в сторону измеримого (закона) и ограждает от неопределённого (чувств, отношений). Это - единственно правильный путь для построения научной системы мышления.
Искусственный интеллект, который ведёт машину, должен спасать своего водителя, а не пешехода-ребёнка, "которому ещё жить да жить".
В такой логике, домашний робот заложит вас полиции, но в противном случае он будет соучастником, а точнее оружием преступления, так как он не является субъектом.
И здесь на первый план выходит, не раскрытая у Канта, но развитая впоследствии у Ницше и Витгенштейна тема неистинности самой морали (христианской, нацистской, коммунистической), самого общества, в служении которому состоит цель Кантовской логики.
Вы либо поддерживаете общество, доверие в обществе (правдой), либо разрушаете его (ложью). Смотря в чём состоит ваша цель, относительно вашей собственной морали.
Здесь можно было бы пойти дальше и перенести саму ответственность за акт лжи на закон, который провоцирует вас на эту ложь. И, чем больше таких законов в обществе, тем более бесчеловечно оно по своей природе.
Искусственный интеллект на кантовской базе должен подчиняться моральному долгу, а не выбирать между водителем и пешеходом. Обладая субъектностью (ну это же интеллект, а не тупой механизм), он должен отдать приоритет: вред тому кто нарушает правила (например, переходит дорогу в неположенном месте или на красный), а не тому кто по правилам действует. То есть вред не должен быть нанесен тому, кто вообще не при чем и при этом действует по правилам. А если нарушаешь - сам себе злобный Буратино.
Вот например http://moralmachine.mit.edu/hl/ru
И я бы, всё-таки, рассматривал отказ отвечать в качестве отдельной ситуации, заслуживающей самого тщательного разбора. То есть право хранить молчание, когда иной выбор невозможен.
Перефразируя Пелевина, который перефразировал китайских мудрецов, можно сказать, что существуют не два, а три возможных ответа - "да", "нет", и "пошел ты...". Магическая опция, поэтому её пытаются исключить)))
Тернарная логика :)
Насколько я понял, Кант различает ситуации свободного выбора и явного принуждения. Когда к тебе пришел грабитель, угрожающий конкретно твоей жизни и собственности, вопрос говорить ему правду или лгать теряет смысл, поскольку ты уже не находишься в ситуации свободного выбора. Ты можешь сказать грабителю правду или солгать, от этого человечество уже никак не пострадает.
Так если в твой дом пришли чекисты, которые в любом случае расстреляют тебя за укрывательство друга-белогвардейца, то, вероятно, это уже совсем не та же самая ситуация, которую разбирают Кант и автор.
Пипец словоблудие. Претензия не к автору, а к Канту (к автору только за чрезмерную увлеченность словоблудием Канта). Вот ведь парадокс: если все всегда врут то пипец, а если все всегда говорят правду то ещё хуже. Ну да, тока может если все, но не всегда, то норм? И никакого парадокса? Унылая тупорылая европейская философия(((((
типичная реакция. Откровение на что?
.
https://www.civisbook.ru/files/File/Kant_Metaphisika_5.pdf
Кажется, что как минимум половина проблем связана с тем, что Аристотелева логика плохо позволяет моделировать подобные вещи. Собственно именно поэтому, когда люди начали пытаться создавать ИИ, моделируя мыслительную деятельность, им пришлось создать нечеткие логики.
Но во времена Канта считалось очевидным, что логика может быть только одна - Аристотелева.
Канта, вероятно, не зря считают одним из основоположников протестантской этики. Его мораль имеет весьма жёсткие связи с законом (иначе ведь бедный обыватель не поймёт, какая мораль истинная, а какая нет) и почти никаких связей с чувствами любви и милосердия! Причём единственный случай, когда её можно попытаться как-то обойти, - это защита собственности (кто бы сомневался:)
При этом протестанты почему-то упорно продолжают считать себя христианами, несмотря, что Христос весьма недвусмысленно высказывался как по поводу любви (в том смысле, что она превыше всего), так и поводу собственности (в том смысле, что её вообще лучше бы отринуть), а всех кающихся грешников готов был простить (вполне допуская возможность и даже неизбежность греха как такового). Здесь же мы чётко видим что, во-первых, собственность вообще превыше всего (в случае чего, даже и закона с моралью:), во-вторых, любовь - штука зыбкая и неопределённая, и как критерий поведения уж точно неприемлема, а в третьих, грех (читай, нарушение закона) точно недопустим, так как никак избавиться от него потом не получится и остаётся только сидеть и гадать, куда ты попадёшь по совокупности поступков:(
Странно, что при этом ни у кого не возникает даже вопроса, а зачем вообще Богу на том свете подобные законопослушные полу-роботы? Неужели только для того, чтобы воздать им по заслугам их?
Слава Богу, что даже и протестантский мир не столь буквально следует этой этике. Ответ же на парадокс Канта-Констана, предполагающий, что либо ВСЕ будут говорить правду (и тогда мир погибнет), либо ВСЕ будут врать (и тогда мир тоже погибнет), на мой взгляд, достаточно прост: люди для того и наделены Свободной Волей, имея возможность по собственному усмотрению иногда говорить правду (желательно почаще), а иногда и лгать (желательно пореже), чтобы мир в итоге не погиб ни от первой напасти, ни от второй:)
Парадокса кажется и нет никакого. Сотворение лжи искажает ткань мира, добавляет еще одно (ложное) значение к текущему истинному положению дел. И А становится не равно А - нарушается закон тождества. Озвучивание истины ничего не искажает, истина остается такой какая она есть вне зависимости что о ней сказано.
И совсем не факт, что мир погибнет, если все будут говорить правду, только правду и ничего кроме правды. А вот если все без исключения будут врать - обязательно погибнет.
Сопоставление случаев, в которых Кант считал ложь то недопустимой, то допустимой, позволяет сформулировать парадоксы ситуативного изменения нравственного выбора кантовским моральным субъектом в зависимости от определенного изменения внешних обстоятельств. Вот один из таких парадоксов.
___Парадокс «Драгоценный друг»
Друг домохозяина обнаружил потерянные домохозяином драгоценности и принес их ему домой. Он еще не успел отдать их домохозяину, а лишь сообщил ему радостную весть о найденной пропаже, и тот провел его в одно из помещений дома. Раздается стук в дверь, и домохозяину, открывшему дверь и не могущему уклониться от ответа, злоумышленник честно сообщает следующее.
Вариант А. Я знаю, что к Вам пришел Ваш друг, нашедший Ваши драгоценности. Сообщите мне, где он находится – я собираюсь его убить. Клянусь, что я не трону Ваши драгоценности.
Вариант Б. Я знаю, что к Вам пришел Ваш друг, нашедший Ваши драгоценности. Сообщите мне, где он находится – я собираюсь забрать у него Ваши драгоценности. Клянусь, что я не трону Вашего друга.
Мы помним: Кант считает, что можно солгать злоумышленнику, пытаясь спасти драгоценности, на которые он покушается, но недопустимо лгать злоумышленнику, пытаясь спасти друга, на которого он покушается.
Соответственно, в варианте А хозяин обязан сказать правду о местонахождении друга, а в варианте Б о его же местонахождении допустимо солгать. Ведь друг здесь – не просто друг (что не так важно), а временное хранилище драгоценностей домохозяина, и это совершенно меняет дело.
Тем самым мы получаем ответ на вопрос, есть ли в кантовской этике значимый другой, существенно влияющий на наши решения. Ряд авторов доказывает, что его нет. Можно добавить – нет в явном виде. Но в скрытом виде этот другой есть – вот он. Это злоумышленник, от слов которого, хочет ли он забрать ценности или убить, решающим образом зависит экзистенциальный выбор «лгать или не лгать» – причем этот выбор кантовским моральным субъектом делается не в пользу жизни.
Кроме того, парадокс «Драгоценный друг» четко показывает: в рассматриваемой системе материальные ценности оказываются стоящими выше ценности жизни друга. Это не только согласуется с тем, что в кантовской этике "нуждающийся и обнаруживающий свою нужду друг обладает невысокой ценностью" (https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/logos_5_2008/05.pdf), но и демонстрирует псевдоценность в ней друга как такового. И это при том, что Кант представляет ценности дружбы как одни из важнейших.
См. "Допустимо ли солгать злоумышленнику, чтобы помешать преступлению: анализ исторической полемики" http://psyjournals.ru/kip/2011/n1/39591_full.shtml
Там еще можно посмотреть "Обобщенное следствие Канта для множества друзей (для N друзей)"
Сорри за фрагментарность
Сама исходная дилемма Канта – довольно вымышленная. Процитирую часть статьи http://psyjournals.ru/kip/2011/n1/39591_full.shtml.
«А. А. Гусейнов подчеркивает, что случай Канта "представляет собой иллюстрацию, схематическое изображение идеи долга, выступающей в конкретной форме запрета на ложь в ситуациях, когда человек не может уклониться от определенного ответа и когда неправда, к которой его принуждают, направлена на то, чтобы спасти кого-то от страшного злодеяния". Эта иллюстрация призвана показать, что запрет на ложь "следует соблюдать даже в тех крайних случаях, когда с точки зрения здравого смысла это кажется совершенно абсурдным"».
То есть дилемма Канта - это модельная (во многом искусственная, вымышленная) ситуация. Дилемма «Драгоценный друг» сделана именно в этой логике.
Если же хочется большей реалистичности, то в статье приведено много реальных примеров. Процитирую здесь тот, который обсуждался оппонентами Канта многократно, но, похоже, игнорируется его сторонниками. Вот реальный пример от оппонентов:
«О. В. Артемьева и А. В. Прокофьев воспроизводят описание ситуации, представленной А. Макинтайром. «Во время фашистской оккупации Голландии одна домохозяйка укрыла у себя дома ребенка из соседской еврейской семьи с обещанием заботиться о нем… На вопрос посетившего ее нацистского чиновника о том, все ли дети, находящиеся в ее доме, являются ее собственными детьми, она солгала, ответив утвердительно. Как и в примере Канта—Констана, домохозяйка не могла избежать дачи показаний в форме “да—нет”, как не могла избрать умолчание в качестве морально легитимного способа действия» [Артемьева О. В. Об оправданности лжи из человеколюбия // Логос. 2008. № 5. с. 55].
Подчеркнем – случай «домохозяйка и нацист» способен представлять иллюстрацию и схематическое изображение идеи долга, ничуть не уступая при этом ни по иллюстративности, ни по схематичности случаю Констана-Канта. И тема инфантицида, и его реальные практики сопоставимы по древности (если не древнее) темы и практик предоставления убежища собственниками жилищ. Случай домохозяйки в примере Макинтайра и случай домохозяина в примере Канта, как минимум, равноценны по архетипичности и обобщающей силе.»
Что касается Ваших извинений («Сорри за фрагментарность») - действительно, лишь по одной неполной фразе в каждом в трех комментариев – это довольно фрагментарно; если Вы развернете вопросы, станет понятнее; пока ответил на то, что понял. Комментарий «Стоп, а где вынужденность и насилие? Давайте тщательнее» не очень понял, но, предположительно, Вы можете адресовать этот вопрос и к исходной дилемме Канта.
Сдаюсь, против Артемьевой и Прокофьева не попрешь;)
И где драгоценности кто знает?
Драгоценности и друг - вымышленная дилемма
Стоп, а где вынужденность и насилие? Давайте тщательнее
Спасибо, очень интересно, особенно для моего поколения, удушенного в свое время марксистско-ленинской философией. К этому курсу у меня личная неприязнь - все пыталась найти логику там, где ее нет, мучая лектора вопросами, за что и получила двойку на экзамене.
В дополнение к примерам лжи во благо хотелось бы добавить малоизвестную историю голландской деревни, жители которой во время немецкой оккупации прятали в лесу евреев, своих сограждан, и сбитых летчиков союзников вплоть до октября 1944 г. Совсем незадолго до освобождения нашелся сторонник правды как абсолюта и сдал оккупантам тайное убежище (The Hidden Village by Imogen Matthews).
Наш преподаватель философии Мосоров Алексей Михайлович всем особам женского пола ставил ОТЛ , повинуясь категорическому императиву ;)
"Пролетариат нуждается в правде, и нет ничего вреднее для его дела, как благовидная, благоприличная, обывательская ложь."- Ура, товарищи.
.
https://leninism.su/works/78-tom-39/645-o-zadachah-3-intern.html