В среде физиков бытует мнение о том, что время нельзя назвать фундаментальным или необходимым атрибутом реальности. Некоторые теории и вовсе утверждают, что его не существует. Например, по мнению итальянского физика-теоретика Карло Ровелли, «время – это невежество» и, возможно, даже массовое заблуждение. Он напоминает, что в базовых уравнениях, описывающих мир, нет переменной времени. Физик Шон Кэрролл из Caltech также считает странным, что в основополагающих законах физики не существует оси времени. «Это свойство наблюдаемой вселенной, но не свойство законов отдельных частиц», – говорит он.
Другой коллега Ровелли, считающийся вместе с ним одним из родоначальников теории петлевой квантовой гравитации, физик Ли Смолин, придерживается прямо противоположной точки зрения. Он считает, что время не просто существует, но и является основополагающим по отношению к пространству. В разделенной модели пространства-времени (spacetime) пространство, космос, становится лишь производной причинно-следственных отношений между событиями.
Радикальные идеи, идущие вразрез с общепринятыми теориями, присущи мировоззрению Смолина, который бросил старшую школу, играл в рок-группе Ideoplastos и выпускал подпольную газету. Он закончил Гарвард, но смеялся над повальным увлечением физиков теорией струн. Когда большинство установило, что законы физики неизменны, он утверждал, что они развиваются согласно некоему «космическому дарвинизму». Когда физики говорили, что время – это иллюзия, он предположил, что оно единственное реально.
Ли Смолин работает в Институте теоретической физики в Университете Ватерлоо в Канаде, сферу его научной деятельности можно охарактеризовать как пересечение квантовой механики, общей теории относительности и космологии. Основы своей идеи о фундаментальности времени он изложил в работе The dynamics of difference (2017), дополнив ее вышедшей два года спустя книгой «Незавершенная революция Эйнштейна». В ней он утверждает, что квантовая механика противоречит нашей глубочайшей интуиции, потому что ее на самом деле нельзя назвать полной. По мнению ученого, нам нужно выйти за ее пределы, чтобы открыть точную и последовательную теорию.
Так ли необходима новая теория, переворачивающая основы физики? Способны ли его идеи дополнить общую теорию относительности или хотя бы примирить квантовую механику и основное детище главного физика ХХ века?