Кадр из фильма «Любина надежда», реж. Марианна Яровская

Кадр из фильма «Любина надежда», реж. Марианна Яровская

В интервью упоминаются «иноагенты»: *Любовь Соболь, Анна Ведута, Леонид Волков, Владимир Милов, Сергей Гуриев, Илья Бер, Мария Певчих, Михаил Ходорковский, Гарри Каспаров, Виталий Манский, Владимир Кара-Мурза, Наталья Арно, Константин Боровой, Дмитрий Быков, «Медуза», ФБК. «Нежелательная» организация: «Медуза». «Экстремистская» и запрещенная в России: ФБК.

На Каннском кинорынке прошла презентация документального фильма «Любина надежда» Марианны Яровской — байопик о Любови Соболь. Он охватывает все ключевые события ее политической жизни: война с Евгением Пригожиным, о котором Соболь вместе с Навальным первыми выпустили несколько громких расследований, отравление ее мужа антрополога Сергея Мохова, голодовку из-за недопуска к выборам в Мосгордуму, отъезд из России, реакцию на полномасштабную войну, смерть Навального и жизнь в эмиграции. О Соболь говорят Анна Ведута, Сергей Гуриев, Илья Бер и, конечно, героиня здесь говорит сама за себя.

Марианна Яровская — известная американская документалистка российского происхождения. После окончания журфака МГУ и работы на НТВ в первые годы создания компании в 1995 году она уехала из России, окончила престижную киношколу USC (University of Southern California), получила студенческий «Оскар» за фильм «Undesirables» («Нежелательные»), работала над множеством документальных проектов, в том числе над фильмом «Неудобная правда» вместе с вице-президентом США Альбертом Гором. В 2018 году ее картина «Женщины ГУЛАГа» вошла в шорт-лист «Оскара».

В день рождения Алексея Навального Republic публикует разговор Марианны Яровской с Константином Шавловским о ее новом фильме.

— Когда вы решили делать фильм про любовь Соболь и почему выбрали в качестве героини ее, а не Юлию Навальную или Марию Певчих?

— Эта история началась в 2019 году, я была в Гонконге, где мы снимали антикоммунистические протесты. А протесты 2019 года отличались тем, что в них участвовало очень много молодых женщин. В какой-то момент я позвонила своим друзьям в России и рассказывала про съемки, и кто-то спросил: «Ты что, снимаешь про гонконгскую Любу Соболь?» Я это запомнила. Про Любу я, конечно, что-то знала и раньше, видела эти знаменитые кадры, когда полиция врывается к ней в офис, откуда она ведет прямое включение, а потом ее выволакивают за руки в наручниках. Ну а потом уже Майкл Макфол, бывший посол США в России, познакомил меня, собственно, с Любой Соболь, когда она стажировалась в Стэнфорде. И как-то вот все вместе сошлось.

Если коротко отвечать на ваш вопрос: меня интересовала судьба женщины, которая посвятила себя политике. В тот момент, когда мы начали ее снимать, она была, безусловно, одной из самых ярких героинь на политической сцене в России. Мужских фигур было много: ее начальник Навальный, Ходорковский, Немцов, Гарри Каспаров. Кстати, очень яркой женской фигурой была Валерия Новодворская.

Кадр из фильма «Любина надежда», реж. Марианна Яровская

— После 2022 года интерес к Новодворской очень сильно вырос, про нее даже при участии «Медузы» выпустили фильм «Белое пальто», хотя до этого она была фигурой скорее маргинальной.

— Мне кажется, про Валерию Ильиничну надо делать художественное кино, отчасти потому, что ее уже нет в живых. Мы, кстати, даже предлагали подумать об этом Сергею Лознице. И главную роль должна обязательно играть невероятно красивая девушка, которая в политической борьбе жертвует своей красотой. До какой-то степени я пыталась показать это в фильме про Любу Соболь — ради политической деятельности она действительно пожертвовала своим браком и здоровьем.

В Любе меня восхитила и поразила ее настойчивость и пассионарность. Когда я впервые увидела материалы с ее участием, то поняла, что она — незаурядный человек, который способен на жертвенное поведение и очень сильное действие.

Женщины в политике часто жертвуют очень многим.

И, мне кажется, для Соболь важны бескомпромиссность и готовность пожертвовать собой ради политической борьбы. Люба непоказушная. И в этом смысле внешняя неуспешность ее политической деятельности мне кажется интересной. Даже особенно интересной. Мы видим ее реакцию на неуспех, что, кстати, довольно часто бывает с политиками. Очень ведь редко несистемные политики добиваются своих результатов и приходят к власти. Большинство разочаровываются и впадают в депрессию.

— Ваш фильм о политической неудаче?

— Знаете, многие говорят, что Украина в войне с Россией уже одержала победу хотя бы тем, что выстояла, не сдалась. Имеется в виду моральная победа, а в исторической перспективе это выигрыш. Я считаю, что Люба в российской политике потерпела поражение, как и вся либеральная оппозиция. Но в исторической перспективе, мне хочется верить, что она победила. И на мой взгляд, Люба победила хотя бы потому, что ее история не закончена — ей всего 35 лет. Наш финал — не точка, а запятая.