В 1959 году советский генетик Дмитрий Беляев начал эксперимент по доместикации лис. В результате были выведены животные, по поведению и дружелюбному отношению к человеку похожие на собак. Беляеву и его ученикам и последователям удалось спрессовать в 50 лет эволюционный процесс, занявший полторы тысячи лет в естественных условиях — именно столько времени волк превращался в собаку.
Современные ученые продолжают изучать этот вопрос. Недавно генетик из Иллинойского университета в Урбана-Шампейне Анна Кукекова вместе со своей командой обнаружила один из «генов послушания» у лисиц. Republic поговорил с ней о значении этих экспериментов для науки.
— Расскажите, пожалуйста, в чем суть эксперимента Беляева? Как он повлиял на науку?
— Подробно эксперимент описан в книге ученицы Беляева профессора Людмилы Трут и американского эволюционного биолога Ли Алана Дугаткина How to tame a fox (and build a dog) («Как приручить лису (и воспитать собаку)»). Надеюсь, ее все-таки переведут на русский.
Это уникальная работа, занявшая несколько десятилетий. Середина прошлого века была не лучшим временем для генетики. В 1937 году был расстрелян старший брат Беляева, восходящая звезда отечественной генетики, Николай Беляев. Генетика была официально запрещена. Дмитрий Беляев, не имея возможности заниматься фундаментальной наукой, пошел работать в пушное звероводство. После многих лет наблюдений за серебристо-черными лисицами и норками у него родилась теория, что доместикация животных изначально возникла в связи с естественным отбором на толерантное или даже дружелюбное поведение по отношению к человеку.
Для того времени это была новаторская идея: в начале 50-х годов доместикацию не рассматривали как отбор по поведению. Австрийский зоолог Конрад Лоренц рассказывал о том, как один мужчина принес домой с охоты осиротевших волчат, и его маленькая дочка их приручила, одомашнила — в этой истории исключена роль генетики. Беляев же говорил о том, что в популяции есть животные, которых можно одомашнить, и есть те, которых нельзя: все зависит от их генетики. В большой популяции животных со временем происходит отбор: какие-то животные не могут жить рядом с людьми, какие-то могут. Последние скрещиваются, и в конце концов их потомки рано или поздно становятся домашними.
Впрочем, мы пока еще не можем назвать лис полноценными домашними животными. Собака, к примеру, прошла через многовековой процесс адаптации жизни с человеком. У лис такого опыта еще не было. Думаю, они тоже справятся, но должно пройти время, отведенное на селекцию уже в домашних условиях. При одомашнивании собак, коров, лошадей человечество, возможно, использовало разные «технологии», но с точки зрения эволюции мы считаем, что сам процесс доместикации выглядел именно так.
— На какой стадии сейчас находится начатый академиком Беляевым эксперимент? Можно ли считать его законченным?