Московский князь Юрий Данилович очень хотел заполучить титул великого князя. Никаких прав на титул — по тогдашним понятиям о справедливости, с которыми татары, новые хозяева Руси, в общем мирились, — у Юрия не было. Великий князь Андрей Александрович, третий сын Александра Невского, умирая, завещал его князю Михаилу Ярославичу Тверскому. Зато у Юрия была жажда власти, склонность к интригам, и четкое понимание того, на чьей стороне теперь — необоримая сила.

Поэтому в 1304 году Юрий Московский отправился в Орду, к хану Тохте. Туда же поехал и Михаил Тверской: последней воли предшественника было мало, чтобы сделаться великим князем, требовался ханский ярлык.

Истерзанным русским землям грозила княжеская усобица — новые войны, новая кровь, еще одно нашествие степных хищников, которые уж точно не упустили бы случая пограбить, «примиряя» князей и «восстанавливая порядок».

Глава церкви, митрополит Максим, попытался остановить московского властолюбца. Он просил Юрия не ходить в Орду, обещая взамен любые блага: «Я тебе порукой буду, с княгинею, с матерью князя Михаила, — чего захочешь из отчины вашей, то он тебе и даст». Юрий просто обманул митрополита: «Хотя я, отче, и пойду, но не буду искать великого княжения».

Стоит, пожалуй, отметить, что наши герои — близкие родственники. Юрий — внук Александра Ярославича Невского, а Михаил — сын Ярослава Ярославича, брата прославленного князя-воина.

Жизнь и житие

Святой князь Михаил Тверской. Фрагмент фрески из Софийского собора Вологды (Дмитрий Григорьев Плеханов — 1686–1688)

Нам в некотором смысле повезло — многие повести о важнейших для древней Руси исторических событиях создавались гораздо позже, чем эти события происходили, и опираться на них как на источники — дело тяжелое («Север» уже рассказывал, например, как и когда было написано «Сказание о мамаевом побоище»). А вот историю гибели и подвига святого князя Михаила Тверского написал не просто очевидец, а непосредственный участник страшных событий в Орде, и написал по горячим следам — в первой четверти XIV века. Скорее всего, это был один из самых близких к князю людей, его духовник, игумен тверского Отроча монастыря Андрей. Это, правда, неточно, но в любом случае автор Жития Михаила Тверского — кто-то из священников, бывший в свите князя.