Эфиопия – одно из самых древних государств в мире. Последний император Хайле Селлассие, свергнутый в 1974 году, происходил из династии потомков царя Соломона. (Кстати, Хайле Селассие по совместительству считается еще и святым в растафарианской религии. Собственно, само название «растафари» происходит от его родового имени Рас Тэфэри). Эфиопия – одно из двух государств Африки, которое никогда не было колонизировано (второе – крошечная Либерия). В культурном, лингвистическом и даже в антропологическом плане Эфиопия резко отличается от своих соседей. Автор теории «Столкновения цивилизаций» Самюэль Хантингтон выделяет Эфиопию в отдельную цивилизацию, отличную от африканской.
Все эти факты вызывают повышенный интерес у ученых и путешественников, но причина, по которой Эфиопия фигурирует в мировых новостях – совсем иная. В последние 20 лет страна демонстрирует фантастический экономический рост. С 2000 года ВВП вырос практически в 10 раз, что позволяет говорить об «эфиопском экономическом чуде»
Нельзя сказать, что стартовые позиции у Эфиопии были лучше, чем у других стран южнее Сахары. Традиционно это было очень бедное государство. Когда в 1947 году чешские литераторы Ганзелка и Зикмунд, путешествовавшие по Африке, оказались в Адис-Абебе, их поразила бедность и необустроенность независимой Эфиопии по сравнению с ее соседями, находящимися в колониальной зависимости от Англии и Италии.
В 1983–1985 годах засуха и некомпетентная политика социалистического правительства полковника Менгисту Хайле Мариама привела к Великому эфиопскому голоду – крупнейшей гуманитарной катастрофе в XX столетии, в ходе которой погибло около миллиона человек. Фотографии умирающих детей со вздувшимися животами, которые до сих пор ассоциируются с Тропической Африкой – это как раз оттуда, из Эфиопии 1980-х.
К концу двадцатого века Эфиопия оставалась очень бедной страной. Более 50% населения жило в нищете (менее, чем на 1,5 доллара в день). Экономика страны оставалась аграрной, а население быстро росло – типичная ловушка, в которую попадают многие развивающиеся страны. В ситуации, когда экстенсивное сельское хозяйство невозможно развивать из-за недостатка территории, а смертность населения, благодаря современной медицине, резко сокращается, в стране начинаются социальные потрясения. В соседней Руанде они вылились в ужасный геноцид. В конце прошлого века Эфиопия имела все шансы последовать по пути Руанды. Только, учитывая, что уже тогда население страны приближалось к 80 млн человек, масштаб бедствия мог приобрести поистине библейский характер.
В 1991 году режим «красного негуса» Менгисту Хайле Мариама рухнул. К власти пришло более умеренное правительство Мелеса Зенауи. Уже первые шаги нового правительства – ликвидация колхозов и госхозов, а также окончание многолетней войны с Эритреей помогли стабилизировать экономику. А с 2000 года начался экспоненциальный рост.