Вопрос «Что такое гендер?» в России задают все чаще и чаще, а иногда не задают, а с иронией намекают: «И что это такое, этот ваш гендер?» Поводов хватает – закон о домашнем насилии, падение индекса гендерного равенства, сексуальные приставания на рабочем месте. Аборты и сексуальное просвещение, харассмент и ЛГБТ-активизм, разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин и «естественные роды» – все это имеет отношение к вопросу «Что такое гендер?» или даже точнее – «Что такое гендерное неравенство и как оно воздействует на нашу жизнь?» В самом общем виде гендер, в отличие от пола, это совокупность культурных и социальных характеристик, приписываемых человеку в соответствии с полом. Эти характеристики, как любые культурные феномены, подвижны и изменчивы, на них воздействует огромное число разных факторов – политических, экономических, идеологических, технологических и так далее. Материнство и высокая ценность ребенка в XXI веке сильно отличается от материнства в XIX-м, при котором смерть детей воспринималась как рядовое явление. Гендерные роли современных мигрантов без статуса не имеют практически ничего общего с гендерными ролями обеспеченной элиты.
Однако при попытке ответить на вопрос «Что такое гендер?» мы часто попадаем в ловушку, избежать которой помогает социология знания. Поэтому для начала разберемся, исходя из какой социальной перспективы может быть задан данный вопрос. Ответ на него зависит от контекста и ситуации. Именно этому и учит нас гендерная/феминистская теория, чрезвычайно чувствительная к способам производства знаний. Важно, кто задает вопрос, зачем, что готов услышать и с чем априори не согласен(а). Вариантов достаточно много, я обозначу здесь самые основные.
Речь далее пойдет о восприятии гендера в первую очередь внутри академического сообщества, однако такие взгляды вполне соответствуют распространенным повседневным представлениям, во-первых, о биологической предопределенности и неизменности пола (точнее, двух полов), во-вторых, об искусственности или вредности категории «гендер», в-третьих, об избыточности феминизма в XXI веке.