Андрей Зубов

Андрей Зубов

Фото: Vaclav Salek/CTK/Global Look Press

Растерянность — главное чувство, которое вызывает сегодняшняя российская политика. Никто не понимает, как реализовались «план» и «график» СВО, о которых говорил Путин в 2022 году, и что ждет страну впереди. Экономика стагнирует, рост доходов невозможен, на горизонте маячит рецессия. На фронте застой, что подтверждают и аналитики, и сами участники боевых действий. Надежда на перелом в ситуации, связанная с предложениями Трампа, похоже, упущена. Европа тем временем всерьез готовится к войне с Россией. Объяснить, что это за исторический момент такой и куда ведет путь, по которому идет Россия, взялся доктор исторических наук, профессор университета Томаша Масарика в Брно Андрей Зубов*.

— Помнится, лет 20–30 назад говорили об уходе со сцены государств-наций под натиском политической глобализации и роста наднациональных политических институтов. Но наблюдая за событиями последних лет, начинаешь сомневаться, что история идет именно по такому пути. Что вы думаете, куда идет политический путь человечества?

— Здесь важно смотреть не на государства, а на общества. Потому что государства всегда вторичны, это всегда продукт самого общества, это всегда ответ на запрос общества. Сами общества сегодня переживают сильную трансформацию. Она в первую очередь связана с изменившейся системой информационных потоков. Появилась возможность взаимного общения и потребителей информации, и источников информации — то, что называют «интерактив». В сущности, сейчас уже нет однозначных источников информации в массмедиа. Как и нет однозначного потребителя, реципиента информации. Каждый может становиться источником информации. Иногда правдивой, иногда нет, но это уже неважно. Это все возникло благодаря интернету и мобильным средствам коммуникации. И это принципиально изменило политическую ситуацию в мире.