Сергей Чобан, пожалуй, самый известный в мире архитектор из России. В 1991 году он переехал в Германию, но до последнего времени много строил в Москве, Петербурге, Казани. Он (совместно с немецким инженером Петером Швегером) спроектировал башню «Федерация», бизнес-центр «Дом Бенуа», Дворец водных видов спорта к Универсиаде, реконструировал «Лужники» к чемпионату мира по футболу и создал еще несколько десятков объектов, по которым следующие поколения будут изучать архитектурный облик России в XXI веке. Главный редактор Republic Зинаида Пронченко поговорила с Чобаном о том, какую революцию сегодня переживает мировое зодчество, зависят ли архитекторы от политики и идут ли западные звезды на компромиссы, когда соглашаются на проекты в России, Катаре или ОАЭ.

— Недавно я читала интервью Нормана Фостера (один из самых известных архитекторов в мире, лауреат Императорской и Притцкеровской премий. — Прим. ред.) для журнала «Монокль», где он говорит, что «ничего не происходит случайно, весь мир вокруг нас спроектирован, все вокруг нас — дизайн». Что скажете?

— Я думаю, что в понимании Нормана Фостера и того уровня, на котором он сам находится — а это действительно великий архитектор, наверное, один из величайших в истории цивилизации, — ни одна страна не может сказать, что она соответствует этому принципу. Это очень высокая планка, но, в принципе, это то, к чему мы стремимся.

Раньше это называлось «гезамткунстверк» — когда единый замысел чувствуется и в генплане, и в дверной ручке. Идея, что пришла из арт-н-крафт (стиль, который сочетает в себе элементы художественного творчества и ремесла, с акцентом на ручную работу и индивидуальный подход. — Прим. ред.) из направлений начала XX века. Хотя и в эпоху барокко так делали, и представители ар-нуво и ар-деко тоже, например Жак-Эмиль Рульман (французский дизайнер интерьера и мебели, ведущий представитель направления ар-деко. — Прим. ред.).

— В тексте журнала «Афиша» про вас я вижу противопоставление архитектуры как функции и архитектуры как высокого искусства. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Прежде всего я считаю, что город, если сравнить его с театральной сценой, не может состоять только из актеров на первых партиях.

В городе также есть здания на главных ролях, а есть — на второстепенных.

И то, что может позволить себе здание, играющее главную роль, иконическое здание, то не может себе позволить его фон. И то и другое, и фон, и икона — в смысле иконическое здание — должны быть сделаны с большим мастерством. Но понятно, что палитра возможностей для этого мастерства разная.