Оскар Мартинес. Пороги
Издательство «Синдбад»
В издательстве «Синдбад» вышла книга «Пороги», где двери, проходы, пороги и запоры превращены в героев культурной истории. Оскар Мартинес пишет о том, какой особый смысл вкладывался в эти архитектурные элементы и какое символическое значение придавали люди входам в свои жилища и строения. Почему в Древнем Риме двери были открыты днем? Чем отличается монастырская келья от камеры заключенного? Зачем фараону нужно было 14 дверей в пирамиде и во что категорически не верили древние египтяне? С разрешения издательства публикуем главу книги «Погребальный комплекс фараона Джосера» о первой в мире пирамиде.
Мало найдется в мире мест удивительнее западного берега Нила. Неподалеку от Каира, там, где влажная зелень сменяется знойной охрой, возвышается несколько десятков пирамид. Самые знаменитые из них — те, что ближе всего к столице. Исполинские гробницы Хуфу, Хафры и Менкаура (то есть Хеопса, Хефрена и Микерина), известные нам со школьной скамьи, — впечатляющее наследие древности, и ни один турист не уезжает из Египта, не посвятив им хотя бы полдня. Но большие пирамиды плато Гиза — не единственные на этой границе растительности и пустыни.
Если немного проехать на автомобиле в южном направлении, можно увидеть целый комплекс памятников, наглядно показывающих, как всего за несколько десятилетий древнеегипетская культура выработала концепцию пирамиды. Тысячи лет назад дольмены, подобные дольмену Менга, начали встраиваться в пейзаж и видоизменять его, а большие египетские пирамиды довели эти изменения до невиданных пределов. Если мегалитические сооружения поднимались над равнинами всего на пару метров, то пирамиды достигли высот, которые еще два тысячелетия оставались недоступными для мировой архитектуры. И, как у всякого творения рук человеческих, у пирамид было свое начало, отправная точка, момент, когда идея материализовалась в первый раз.