Гюнтер Грасс. Фото: Susana Vera / Reuters

Гюнтер Грасс. Фото: Susana Vera / Reuters

Роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» был впервые издан в 1959 году. Это значит, что в 2019-м – юбилей главной книги «Данцигской трилогии» («Жестяной барабан», «Кошки-мышки», «Собачьи годы»), текста необычайного как стилистически, так и содержательно. Стилистически Грасс – это барочные обороты, постмодернистский поток, романтические мотивы, послевоенные рефлексии и откровенность, характерная, скорее, для XXI века. Грасс был членом «Группы 47», объединения немецкоязычных писателей послевоенной литературы. В разное время туда входили Г. Бёлль, З. Ленц, М. Райх-Раницкий. Но даже в такой разношерстной компании тексты Грасса выделялись. Содержательно Грасс – это попытка говорить о вещах, о которых говорить было практически невозможно. «Жестяной барабан» – текст про вину, ответственность, совесть.

Для Грасса эти темы – не просто предмет спекуляции: он служил в гитлерюгенде и рассказал об этом во взрослом возрасте, когда был уже известным писателем. Когда война закончилась, Гюнтеру было 17. «Слишком мало, чтобы обрести чувство вины», – говорит он в интервью «Что мы скажем нашим детям» (1980). «Но что, если бы я был старше? На это сложно ответить. Как бы я мог точно знать, что бы я делал? Я не мог бы поклясться, что если бы я был на шесть-семь лет старше, я бы не участвовал в этом огромном преступлении (great crime)».