Обычно подкаст «Товарищ иностранец» на Republic рассказывает об иностранцах в России в современной России. В этом выпуске ведущие Настя Седухина и Ольга Проскурнина решили перенестись в СССР 1930-х годов, когда в Советский Союз приезжало много иностранных мигрантов, — и поговорили с людьми, которые знают истории советских иностранцев из первых уст. Это Ирина Такала, доцент кафедры зарубежной истории Петрозаводского университета — она много лет исследует миграцию финнов в Советский Союз, и журналистка Наталия Фалькон, внучка испанского эмигранта в СССР.
Сам подкаст, как всегда, могут слушать все желающие. Расшифровка (с незначительными сокращениями для удобства чтения) доступна подписчикам Republic.
Ольга: Я бы, наверное, начала с Наташиной истории, потому что она очень необычная — Наташа даже пишет книгу об истории своей семьи. Как твой дедушка оказался в Советском Союзе?
Наталия: В Испании есть устойчивое выражение «дети войны», и в России оно тоже известно — это испанские дети, которые попали в Советский Союз в 1937 году во время Гражданской войны. В 1936–1937 годах в Испании против сторонников республики, левого либерального движения «Народный фронт» выступали правые националисты-консерваторы, чьей главной силой была партия «Фаланга». И в ходе войны «Фалангу» возглавил Франциско Франко, который был сторонником Гитлера. Об этой революции мы знаем из романа Хемингуэя «По ком звонит колокол», фотографиям Роберта Капы. Так вот, мой прадед Кристобаль Фалькон, крестьянин, фермер из Сарагосы (Сарагоса — это город в старейшей испанской провинции Арагон) — он был республиканцем. Франкисты расстреляли его прямо у дома, перед всей семьей, перед шестерыми детьми. Самым младшим из этих шестерых детей был мой дедушка Антонио, ему было тогда 12. Он бежал во Францию вместе со своей матерью и своими старшими братьями и сестрами в самый разгар войны. А потом Советский Союз прислал во Францию и Испанию корабли, на которых 3 тысячи испанских детей вывезли от ужасов войны в советские детские дома, которые были специально для этого устроены. Детям было от 2 до 14 лет. На каких кораблях их вывозили и что там творилось — это очень тяжелая история, потому что детей забирали от родителей. Родители сами их отправляли, просто потому что в самый разгар войны все считали, что в Советском Союзе им будет проще и спокойнее. Об этом можно прочитать в книге Мануэля Арсе «Воспоминания о России» — там он рассказывает, как всем детям повесили картонки [с именами] на шею и они этими картонками потом менялись.
Соответственно, все эти дети так и остались в Советском Союзе, потому что Франко пришел к власти, и не все в результате встретились со своими родителями. Дедушка вырос в Обнинском доме ребенка вместе с другими испанцами, потом поступил в Тимирязевскую академию, там познакомился с моей бабушкой, она была русской, и остался жить в Советском Союзе.
Ольга: У меня сразу масса вопросов, но мне хочется послушать Ирину тоже, у которой свой большой пласт истории эмиграции финнов в Советский Союз.
Настя: Да, Ирина, вы работаете в университете Петрозаводска, много общаетесь с финскими коллегами. Что вообще известно о миграции финнов в СССР в начале прошлого века?
Ирина: Эта история — отличная от того, что рассказала Наталия, потому что прежде всего речь идет о политической и трудовой миграции. На самом деле она начинается сразу после того, как возникает Советская Россия. Русская Революция на первых порах вдохновила очень многих людей в Европе и в Америке, которые хотели тоже присоединиться к этой благородной, как им казалось, цели — строить социализм своими руками, жить в справедливом социалистическом обществе. Поэтому уже в самом начале 1920-х годов идет довольно большой поток эмигрантов, прежде всего из Германии и США в Советскую Россию.
Сначала Советская Россия была очень заинтересована в рабочих руках и, главное, в тех деньгах, которые везли с собой трудовые мигранты. Принимаются законы об организации сельскохозяйственных иностранных коммун, о привлечении промышленных рабочих. Но в стране идет Гражданская война, продолжается голод, разруха, промышленности нет, и новые рабочие руки девать некуда — свои невозможно устроить. Уже в 1923 году принимаются обратные постановления, и к 1927 году эта внешняя эмиграции сворачивается. Но к этому времени, скажем, американцы успели основать несколько сельскохозяйственных коммун на территории Советского Союза. А потом, когда начинается первая пятилетка, для индустриализации опять нужны рабочие руки, главным образом — специалисты, квалифицированные рабочие, которых очень мало еще в бедной крестьянской стране. На XVI съезде КПСС в 1930 году принимается специальное решение о том, чтобы привлечь в страну 40 тысяч иностранных рабочих для индустриализации страны. И прежде всего речь идет, опять же, о Германии и о Соединенных Штатах Америки.
В это время происходит интересный эксперимент на северо-западе страны — в 1920 году там была образована Карельская трудовая коммуна, и значительную роль в этом сыграли так называемые красные финны. В 1918 году в Финляндии случилось то, что у них называется Гражданской войной (самое распространенное название), страна раскололась на белых и красных, белые победили, а красные массово покидали страну вместе с семьями, просто спасаясь от преследований и репрессий. И вот примерно 10 тысяч красных финнов в 1918 году переехали в Советскую Россию. Они стояли у истоков Карельской автономии, они ее создавали и возглавляли первые 15 лет — это так называемый финский период в истории Карелии. Ну и, естественно, они привлекали соотечественников себе в помощь. Вот это первая волна — политэмигранты, красные финны. А после решения XVI съезда партии идет уже большой поток финских эмигрантов из Америки.