В качестве эпиграфа вспомню два коротких разговора. Первый происходил где-то в России в середине 2014 года. Один собеседник говорит: «Ну что, наши там в Донецке хохлов мочат?» Другой ему отвечает: «А они не наши». Первый спрашивает: «Ты что, не русский?» – и на это следует ответ: «Я русский, а они не русские».
Другой разговор описан в статье Линды Радзик «Коллективная ответственность и обязанность ответить». Она приводит слова человека, пережившего этническую чистку, который в ответ на вопрос, сможет ли он после этого жить в своей деревне, говорит: «Да, я знаю, не все мои соседи участвовали в этом. Не у всех руки в крови. Но ведь никто из них не пришел ко мне и не сказал: я сожалею, что наши люди это сделали». Далее она пишет: «Этот человек чувствовал, что даже те, кто лично не принес вреда ему или его близким, должны как-то выразить свое отношение к нему – извиниться или по крайней мере выразить сожаление. Традиционные представления о том, что такое ответственность, не дают для этого оснований, но интуитивно мы отлично понимаем его отношение». Понятие коллективной ответственности призвано прояснить эту интуицию.
Понятие коллективной ответственности само по себе парадоксально: можно ли говорить об ответственности групп, общества, а не отдельных людей? Первая и вполне естественная реакция на него – отвержение, ведь слишком часто коллективная ответственность используется для обвинения (поскольку все люди принадлежат к каким-то сообществам, группам, народам или гендерам, нет ничего проще, чем приписать кому-то пороки или преступления других представителей этих групп и таким образом, например, заткнуть оппонента или унизить врага). О коллективной ответственности говорят резонеры, записные носители и вещатели знания о том, как и когда должны поступать другие люди. И они так часто применяли его, что серьезно скомпрометировали коллективную ответственность.
Это понятие кажется действительно удивительно удобным для обвинений. При этом оно активно используется в современных дискуссиях, уже вполне сформировалась традиция его не только правовой, но и философской и политической интерпретации и применения (см., например, большую статью в авторитетной «Стэнфордской энциклопедии философии»). И в современной политической речи обращение к теме коллективной ответственности так или иначе неизбежно. В частности, оно появляется в контексте официальных признаний и извинений.
Кроме политики, коллективная ответственность обсуждается и в совершенно других контекстах. Например, в этике бизнеса речь идет об ответственности коллективов (корпораций). Еще один контекст – это, например, юридические права групп на возмещение совершенных против них в прошлом преступлений (репарации). Но я буду далее говорить только о моральной коллективной ответственности, обсуждаемой в дискуссиях о моральных основаниях политики. Что это такое?
Спасибо за статью! Я вчера прилетел в Украину и стоя в очереди в каморку для русских, думал ровно о том же. Что пусть мне и не нравится русская внешняя политика, ответственности я не могу избежать, и нужно по-взрослому её принять.
Спасибо за отзыв! Всё это написано дкйствительно с мыслью об отношении к Украине.
обвинит он или она сам себя (сама себя)
=>
обвинят он или она сами себя
изъявить деяние
=>
осуществить действие, или изъявить готовность к действию(деянию)
и так далее по тексту.
Спасибо, в целом очень интересные тема и статья, но переводы цитат очень сильно режут глаза.
Возникает несколько вопросов после прочтения.
1.< покаяние – слишком сильное средство, да и недейственно оно для нерелигиозных людей>. Весьма спорное утверждение, то есть если преступник атеист, он не может раскаяться в совершенном преступлении. По-моему, раскаяние - это акт собственного суда человека над своими поступками, который изменяет его понимание мира.
2. О членстве в преступной организации. Членство в НСДАП можно считать преступлением и в нем можно и нужно раскаиваться, поскольку нацизм осужден. А членство в ВКП(б) и КПСС не заслуживает морального осуждения, так как партия большевиков никогда не была признана преступной. Вполне понятно, что это многих устраивает. На нет и суда нет. А заслуживает ли членство в КПСС морального осуждения? И тут каждый принимает для себя.
На самом деле проблема в признании высших ценностей или морали. Она (мораль) либо есть, либо нет. Заслуга большевиков и нацистов состоит в том, что и те, и другие принципиально освобождали народ от химеры под именем совесть. Именно это обстоятельство стало причиной того, что у нас продолжают ставить памятники Сталину и Ивану Грозному, а Россия погружается в пучину феодализма со специфическим феодальным рынком, а речи с блатным жаргоном, грубостью и хамством захлестнули наши СМИ. Увы, когда нет моральных ценностей все ценности общества становятся химерой, и оно погружаются в болото ненависти, воровства, нищете одних и роскоши других, а отсюда и атомизации его и нарастанию ненависти в нем.
В заключение простой пример. Из уст моих хороших знакомых, людей в целом не злобных и достаточно образованных (за плечами у всех полное среднее, а у многих и высшее образование) звучало одобрение депортации крымских татар, чеченцев и ингушей. Они ничтоже сумняшеся продолжают обвинять репрессированные народы в коллективной вине и считать правомерным применение к ним репрессий без суда и следствия. Их не смущает массовая гибель во время этой акции детей и стариков, для которых выжить в условиях депортации было невозможно.
Видимо, и КПРФ не видит преступления ни в расстреле царской семьи, ни в раскулачивании, ни в большом терроре. И куда мы придем с таким массовым сознанием?
Спасибо за подробный комментарий!
1. "Покаяние" и "раскаяние" это слова с разным занчением. хотя и обозначают похожие действия. Я полагаю что "покаяние" всё же слово, которое подразумевает исповедание греха (грехов), т. е. действие, которое может совершить религиозный человек. Ведь "грех" это, опять-таки не синоним престулпения, хотя всякое перстпление есть грех. "Раскаяние" имеет более широкое значение (на мой взгляд), и его допустимо употреблять, и во внехристианском, светском контексте. Я мог бы об этом написать в тексте поподроднее, спасибо за напоминание о "раскаянии".
2. Собственно, я вводил понятие "коллективная вина", и противопставялл его "коллективной ответственности". Оно имеет очень узкую сферу применения, и я тут писал только об этом.
Спасибо за статью, некоторое различие толкования терминов не мешает пониманию той важной проблемы, о которой в ней написано.